Плисецкая, которую мы не знали. 10 малоизвестных фактов о великой балерине

Гениальная, неповторимая, восхитительная. Ее танец — чистая магия, а характер — сплав силы и изящества. Но за грацией Майи Плисецкой многие забывали, что она была — живым человеком. И за кулисами скрывались неожиданные привычки, дружба с политиками, страсть к футболу и даже коллекция курьезных фамилий. Мы собрали 10 малоизвестных фактов о легендарной балерине.

Майя Плисецкая – гениальная балерина, лицо русского балета, непревзойденная королева танца. Ее умирающий лебедь из «Лебединого озера», Китри из «Дон Кихота», Кармен из «Кармен-сюиты» до сих пор считаются эталонными партиями, не доступными для исполнения простыми смертными.

Плисецкая прожила долгую, насыщенную жизнь, в которой нашлось место и драме, и славе, и оригинальным привычкам, которые раскрывают эту удивительную женщину с новой, совершенно неожиданной стороны.

От советской спекулянтки до кутюрье Карденa: кто одевал Плисецкую?

Майя Плисецкая была настоящей леди не только на сцене, но и в повседневной жизни. Она одевалась элегантно и со вкусом. Костюмы и туалеты для нее создавал знаменитый модельер Пьер Карден, с которым она познакомилась в 1971 году. У кого же раньше одевалась дива?

Невероятно, но факт: великолепная Майя отоваривалась… у обычной советской спекулянтки Клары. Просто Плисецкая умела носить одежду, как королева, и поэтому в любом наряде выглядела шикарно. Не зря Карден утверждал, что она подпитывает его творческие силы.

Крем, пасьянс и бессонница

Глядя на энергичные, бодрые, полные жизни и страсти выступления Майи, трудно поверить, что она страдала бессонницей. Чем занималась великая балерина во время долгих ночных часов? Ничем неприличным: просто мазала лицо густым питательным кремом, раскладывала пасьянс и только после этого принимала спасительное снотворное.

Что стало причиной болезни балерины? Непоправимый ущерб ее психике нанесла семейная трагедия: в 1937 году ее отца арестовали ночью, позже он был расстрелян. Эта драма так потрясла Майю, что она разучилась нормально засыпать.

Однако этот недуг не мешал ей сохранять исключительную бодрость. Так, во время репетиций ее партнёр и первый муж, знаменитый Марис Лиепа буквально падал с ног от усталости, а Майя являлась на следующее утро свежая, энергичная, как будто после отличного отдыха и сразу начинала разминку.

Брак по расчету с любимым мужчиной?

Со своим мужем Родионом Щедриным Плисецкая прожила долгие 57 лет. Удивительно, что пара далеко не сразу зарегистрировала свои отношения.

Почему же балерина в конце концов решилась расписаться с любимым мужчиной? Она руководствовалась обычным расчетом: штамп в паспорте облегчал ей выезд на гастроли за границу. А еще эта «формальность» была необходима для поддержания реноме порядочной советской гражданки.

Супруги всю жизнь любили друг друга. «Это действительно идеальная пара, созданная где-то свыше. Второй такой пары на свете нет», – утверждал солист балета, сын Мариса Лиепы Андрис.

Сам же Родион Щедрин назвал их брак «56 годами исключительного счастья с ней». Майя обожала мужа; однажды ради него она терпела невыносимую боль в сломанной ноге – лишь бы он довел репетицию до конца. «Она залетела к нам на Землю с другой планеты», – считал Щедрин.

Дружба с Робертом Кеннеди

Романтика, политика и… языковой барьер! Что помешало Плисецкой и Кеннеди?

Майя Плисецкая родилась в один день с Робертом Кеннеди. Так получилось, что во время второго американского турне она познакомилась с известным политиком, который не скрывал своей симпатии к ней. После «Лебединого озера» Роберт не удержался и поцеловал балерину в щечку.

Однажды он даже подарил ей золотой браслет с двумя инкрустированными брелками, на одном из которых был изображён святой архангел Михаил.

В 1966 году между ними чуть не было не завязался роман. Как это произошло? Майя приехала в США на гастроли, и Кеннеди пригласил ее на прогулку по Нью-Йорку.

Они приятно провели время, однако отношения так и не пошли дальше приятельских: ведь Плисецкая не знала английский, и их беседа не клеилась. Впоследствии балерина признавалась, что с Кеннеди ее связывала только нежная дружба и – ничего больше.

«Везде и всегда Майя Михайловна говорила, что кроме супруга Родиона Щедрина не замечает других мужчин», – вспоминала коллегу актриса-балерина Наталья Седых.

«Фамильный» коллекционер с юмором

На сцене Плисецкая была строгой, монументальной, эффектной актрисой. Но за кулисами она оказывалась женщиной с весьма своеобразным чувством юмора. Так, гениальная балерина коллекционировала… эксцентричные фамилии, которые собирала везде, где только могла.

В ее коллекцию попали такие перлы, как Потаскушкин, Негодяев, Дамочкин-Визжичих, Зелепукин, Шопник и другие. Сохранилась записная книжка балерины, где она хранила свои «находки». Списку великой примы позавидовал бы сам Антон Павлович Чехов, который тоже был большим любителем курьезных фамилий.

«Плисецкая была фантастическая женщина. С большим чувством юмора и очень острым языком… Она давала убийственные комментарии. Но при этом очень точные», – вспоминает Николай Цискаридзе.

«Бесцветная моль»

Хотя Майя считалась эталоном изящества и элегантности, сама она не питала иллюзий относительно своей внешности. Перед каждым выходом на сцену она с волнением разглядывала себя в зеркало, проверяя макияж и костюм. Она очень боялась предстать перед публикой «бесцветной молью», хотя в действительности своей грацией и непревзойденным танцем затмевала всех красавиц-коллег.

Балерина, которая обожала футбол. Почему?

Невероятно, но факт: утонченная, элегантная Майя обожала… футбол! Этот вид спорта так далек от мира балета, что остается только догадываться – что же интересного нашла гениальная балерина в том, как 11 мужчин гоняют по полю один мяч?

Впрочем, в интервью она призналась, что футбол напоминает ей театр: по её мнению, бедным спортсменам – так же, как и актерам – приходится выдерживать давление огромного числа зрителей.

«Человек находится в страшном напряжении, – говорила она. – Побеждает тот, кто все это выдерживает».

За кого же болела Майя Плисецкая? За ЦСКА в первую очередь. А вот муж — за «Динамо», но особых конфликтов на этой почве не было.

А в Мюнхене Плисецкая обожала местную «Баварию».

Сосиски, селедка и хлеб с маслом

Майя Плисецкая никогда не сидела на диетах, но при этом всю жизнь находилась в прекрасной физической форме. Ее рацион питания привел бы в ужас современного диетолога: фея отечественного балета без всякого стеснения кушала сосиски с пивом, солёную селёдку и хлеб с маслом.

Как же она умудрилась оставаться тонкой, изящной, элегантной?

Очень просто: Плисецкая не переедала и кушала ровно столько, сколько требовал организм – и ни грамма больше. Правило балерины взяли на вооружение современные диетологи, которые настоятельно рекомендуют людям с избыточным весом не перегружать себя лишними калориями и есть небольшими порциями.

Андрис Лиепа вспоминает: «Если надо срочно похудеть, она просто “сидит не жрамши“. Но обычно после спектакля мы ходим в ресторан. Майя Михайловна плотно ест, выпивает бокал красного вина и начинает рассказывать истории», – вот и весь секрет дивы.

Натуральный лебедь

Почему умирающий лебедь в исполнении Плисецкой стал шедевром? Феноменального успеха балерина добилась не только благодаря таланту, но и продолжительным наблюдениям за повадками этих грациозных птиц. Известно, что она периодически ходила в зоопарк, где старалась в точности скопировать их движения, и добилась своего. Ее умирающий лебедь стал эталонным и, вероятно, останется таковым.

«Одна из величайших танцовщиц нашего времени… Майя Плисецкая… танцевала поразительного “умирающего лебедя“ в 1959-м и 1986-м, когда ей был 61 год!», – восхищался известный танцор Михаил Барышников.

«Ручная партия»

У Майи Михайловны были потрясающей красоты руки, которые придавали ее танцу невероятное очарование и особый, ни с чем не сравнимый шарм. Когда ей шили очередной костюм, она всегда просила:

«Только не закрывайте мне руки!».

Однажды она даже «станцевала» ими, причем сделала это экспромтом. Когда она вышла на поклон, на сцене включили музыку из «Кармен-сюиты». Плисецкая не удержалась и исполнила партию руками. Зал взревел от восторга. «Я стоял за кулисами и чуть не плакал», – вспоминал Андрис Лиепа.

Майя Плисецкая — это не просто танцовщица, это явление. Она парила над сценой, жила искусством и даже руками могла рассказать историю. Ее имя — легенда, ее танец — вечность.

Оцените статью
Плисецкая, которую мы не знали. 10 малоизвестных фактов о великой балерине
Анатолий Руденко впервые после скандала с запрещенными веществами появился на публике с женой