105 лет назад, 21 января 1920 года, родился народный артист СССР Николай Трофимов (1920-2005)
*
Так уж получилось, что в октябре 2005 года я был в командировке в Санкт-Петербурге. Позвонил Николаю Николаевичу с просьбой об интервью. Он взял трубку, выслушал. И совсем слабеньким голосом произнес:
«Извините… — было заметно, что каждое слово ему дается с трудом. – Болею. Позвоните через месяц».
А 7 ноября его не стало…
Жаль. Какой актер, глыбища! А сколько личных и творческих тайн унес с собой. Пока выходил на сцену, снимался в кино, почему-то никто не уговорил одного из скромнейших народных артистов СССР рассказать о своей невероятной жизни.
Например, как под пулями и бомбежками выступал на фронте, за что конкретно получил боевые награды, как в блокаду потерял единственного сына. Все это «белые пятна» его биографии! Невероятно, но неизвестна даже дата смерти его первой супруги – актрисы Татьяны Глуховой (1919-?), с которой он в годы войны начинал карьеру, затем работал в театре Комедии. И еще десятки вопросов навсегда остались без ответов.
*
*
«Я ОЧЕНЬ РАНО ПОЗНАЛ СЛАВУ»
Ясно только одно: Трофимову на роду было написано быть актером. И он сам так считал. В подтверждение Николай Николаевич рассказывал, как однажды во время гастролей в Риме ему показали откопанный археологами древний мраморный саркофаг, на котором на латыни было написано: «Nicola Trofimo – actor». Он считал это знаком, божьим промыслом.
Николай Трофимов родился в городе российской воинской славы Севастополе, 21 января 1920 года. Его отец, Николай Тихонович, ремонтировал корабли на секретном военном заводе, мама, Наталья Васильевна, была домохозяйкой. То есть к творчеству — никаких видимых предпосылок.
Однако мальчик с детства рос шебутным и устраивал «веселухи» по любому поводу. Маленького роста, худой, на вид невзрачный он с невозмутимым видом прямо во время уроков отпускал такие реплики, что одноклассники «умирали» со смеху, а учителя теряли дар речи. Наталья Васильевна то и дело слышала на родительских собраниях: «Ваш сын постоянно срывает уроки. Сам не учится, и другим не дает. Плохо воспитываете!»
Правда, слышала и другое: «Смешит всех, а сам не смеется. Да он у вас артист!»
Уже в 11 лет Коля Трофимов стал «школьной знаменитостью». Он рассказывал об этом так:
«Я очень рано, в четвертом классе, познал славу. Учительница дала задание — исполнить на вечере чеховский рассказ-лекцию «О вреде табака». Зрители очень сильно смеялись!»
Дальше путь был один – в драмкружок, школьную самодеятельность, где шустрый юноша с успехом пел, декламировал стихи, читал миниатюры. В 14 лет он получил роль невольника в спектакле местного ТЮЗа «Хижина дяди Тома». Роль крошечная, бессловесная, но – это, шутка ли, — профессиональный театр. После одного из спектаклей, где юный «невольник» своей импровизацией сорвал аплодисменты зала (он демонстративно пнул ногой плантатора-эксплуататора), режиссер слегка пожурил его за «вольную интерпретацию», а потом сказал: «Да ты прирожденный комик!»
«ВСЕ РЕБЯТА ПОГИБЛИ»
Получив аттестат, Трофимов отправился в Ленинград. На вступительных экзаменах в театральный институт имени А. Н. Островского (сегодня Российский государственный институт сценических искусств) юноша читал отрывок из пушкинского «Золотого петушка», и так очаровал приемную комиссию во главе с известным актером, театральным режиссером и педагогом Борисом Зоном, что был единогласно принят.
Кстати, у ученика Станиславского Бориса Вульфовича Зона был особый нюх и «цепкий глаз» на таланты, недаром среди его учеников – Борис Блинов (Фурманов в «Чапаеве»), Павел Кадочников, Игорь Владимиров, Зиновий Корогодский, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко, Эмма Попова, Лев Додин, Наталья Тенякова и многие другие большие питерские актеры и режиссеры. Тот же Николай Трофимов, которого Зон с первого курса выделял среди своих студентов!
А как не выделять и не любить, если тот в студенческих этюдах творил чудеса перевоплощения и к любому заданию подходил творчески. Например, изображая зверей, специально ходил в зоопарк и изучал повадки зайцев, медведей, волков, лис… Получалось очень органично и убедительно. «Коллекционировал» чужие характеры, походки, ужимки, гримасы, смех. Одну из «пятерок» за актерское мастерство Трофимов получил за то, что блестяще выполнил задание мастера курса: притворившись «старушкой — божьим одуванчиком», без билета прошел в кинотеатр, растрогав своим внешним видом строгую билетершу.
А как виртуозно он со сцены читал Чехова и Зощенко. «Никто в мире не мог бы прочесть так эти рассказы!», – годы спустя признавал коллега Трофимова по БДТ актер Леонид Неведомский.
Однажды даже вышел курьезный случай.
Сам Николай Николаевич вспоминал о нем так: «Когда я был еще первокурсником, выбрал для чтения смешной рассказ «Мелкий случай из личной жизни». А автора даже не знал! Читал его как-то на вечере, вдруг ко мне подошел человек невысокого роста, интеллигентного вида, протянул руку, поблагодарил и сказал: «Я даже не подозревал, что написал такой хороший рассказ!» Это был Михаил Зощенко».
Свой последний экзамен в театральном институте — по марксизму-ленинизму – Трофимов сдал 21 июня 1941 года. Только-только успел получить диплом и…
«В этот момент пришло сообщение о начале войны», — рассказывал Николай Николаевич.
Как и многие в это тяжелое для страны время, он пришел в военкомат проситься на фронт – «громить фашистов». Причем, просился моряком на боевой флот, все-таки с детства любил морскую стихию.
Но наверху решили иначе: его отправили в военно-морской флот, но не матросом. Знаменитый композитор Исаак Дунаевский создавал ансамбль «Пять морей» — ему было поручено собрать в него лучших музыкантов, чтецов, певцов и танцовщиков, то есть тех, кто своим искусством сможет поднимать боевой дух воюющих советских солдат, моряков и офицеров.
И, судя по всему, артисту ВМФ Трофимову удалось внести свою лепту в общую Победу, ведь боевой орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда» за одни «подвиги на сцене» не давали.
«С моего курса уцелел только я, остальные ребята погибли, — вспоминал актер. — Не знаю почему, но судьба берегла меня. Я неоднократно попадал под бомбежки. Но одна мне особенно запомнилась. Над нами летел самолет, низко так… Вдруг он накренился, и я прямо перед собой ясно увидел летчика в маске. Он улыбался! Какая-то секунда, но ощущение, будто это длилось вечность. Немец пролетел над головой, а за ним — бомба. Взрыв. Мимо… В тот момент у меня почему-то пронеслось в голове: «И совсем не страшно!» А потом: «Слава Богу, пронесло!» И вдруг я вижу, как бомбардировщик делает второй заход… Вот тут-то мне стало по-настоящему страшно. И ужасно захотелось выжить!»
Неизвестно, что еще осталось «за кадром» военной эпопеи краснофлотца Николая Трофимова. Уже то, что все однокурсники погибли – уже о многом говорит. А еще война отняла у него единственного сына. Женя Трофимов родился в блокадном Ленинграде. Голод, лютые морозы… Малыш простудился, заболел – его спасти не удалось. Они с женой — актрисой Татьяной Григорьевной Глуховой — даже не смогли похоронить его – об этом Николай Николаевич сожалел всю жизнь. Ленинград был завален трупами. Тело ребенка забрала «похоронная машина» – он покоится в общей могиле на Пискаревском кладбище.
*
«БОГОМ ДАННОЕ ЧУВСТВО СЕРЬЕЗА»
День Победы Трофимов встретил, будучи актером Таллинского театра Балтийского флота. В 1946 году демобилизовался и был приглашен Николаем Павловичем Акимовым (легендарный худрук, чье имя сейчас носит театр) в Ленинградский театр Комедии.
Именно здесь 26-летний актер сыграл свою первую главную театральную роль – Перришона в комедии «Путешествие месье Перришона» по Э. Лабишу, довольно быстро стал ведущим актером, а затем и «звездой» лучших спектаклей того времени — «Ревизор», «Мертвые души», «Пестрые рассказы», «Вишневый сад», «Лев Гурыч Синичкин». Попасть «на Трофимова» (Хлестакова, Манилова, Епиходова или Синичкина) было очень непросто, билеты раскупались моментально.
Николай Акимов очень понятно объяснил этот «феномен»: «Когда он на сцене, то кошке там уже делать нечего…»
Но со временем актер почувствовал, что ему тесно в рамках своего амплуа комика. Хотелось большего. «Надоело играть комедии, где была борьба хорошего с еще более лучшим — и ничего острого. Хотелось сыграть трагикомедию или что-то подобное», — как-то признался Николай Николаевич.
Поэтому когда в 1964 году «великий Гога» — Георгий Александрович Товстоногов — пригласил его в Большой драматический театр им. Горького (БДТ), он охотно принял это предложение.
Этому театру Николай Трофимов отдал более 40 лет жизни, сыграв более трех десятков ролей в спектаклях, ставших театральными легендами. В том числе самую известную свою театральную роль — мистера Пиквика в специально поставленном Товстоноговым «на Трофимова» спектакле «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу. В нем актер выходил на сцену более 500 раз.
В БДТ талант Николая Трофимова заиграл всеми гранями – он блистательно играл в комедиях, трагедиях, трагикомедиях, драмах, мелодрамах, пел, танцевал… Глядя на него, зрители веселились, хохотали, грустили, плакали… Неслучайно Трофимов был одним из любимчиков Товстоногова, он называл его «комиком мирового класса, у которого есть Богом данное чувство серьеза».
*
«А ВОТ ЭТО ПОПРОБУЙТЕ!»
А вот с кино Николаю Николаевичу долго не везло.
Кстати, во многих статьях ошибочно пишут, что он дебютировал на экране в 18-летнем возрасте – в военной драме Владимира Легошина «Шел солдат с фронта» (1939 год). Действительно в этой ленте снимался Николай Трофимов, но другой – Николай Петрович.
На самом деле его фильмография ведет отсчет с военной драмы «Морской батальон» (1943), где в компании с Петром Алейниковым, Василием Меркурьевым и Лидией Смирновой Трофимов сыграл матроса Лепешкина. Затем были эпизодические роли в фильмах «Пирогов» (1947), «Мусоргский» (1950), «Белинский» (1951). Актер появился даже в таких популярных лентах как «Укротительница тигров» (1954), «Запасной игрок» (1954), «Полосатый рейс» (1961), но вряд ли его героев кто-то там вспомнит.
*
*
*
*
Получалась парадоксальная ситуация: в театральных кругах имя актера Трофимова гремело, публика его знала и любила, а кинорежиссеры предлагали одни эпизоды. Почему? Возможно, отчасти из-за его природной скромности, отчасти потому что он считал себя театральным актером. Трофимов на полную катушку был востребован в театре, ему и славы, и работы хватало. Хотя кино он тоже любил.
Прорыв случился после роли капитана Тушина в эпопее Бондарчука «Война и мир» (1965-1967) по Льву Толстому. Увидев Трофимова на сцене в «Пестрых рассказах», Сергей Федорович Бондарчук каким-то сверхъестественным чутьем понял: этот актер сможет, как надо, сыграть «маленького человека», но при этом настоящего большого героя, патриота, готового отдать свою жизнь во имя долга и чести. И оказался прав.
*
Начиная с середины 1960-х, Николай Николаевич снимается регулярно, а роли все больше и масштабнее. «Веселые расплюевские дни» (1966), «Железный поток» (1967), «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) и, наконец, культовая «Трембита» (1968).
Вот уж где комический дар Трофимова проявился во всем блеске. Недавно специально пересматривал… Комедии уже более 55 лет, а до сих пор смотрится на одном дыхании. Евгений Весник, Ольга Аросева, Алексей Чернов, Иван Переверзев, Савелий Крамаров… И, безусловно, в этой компании герой Николая Трофимова Филимон Шик – один из самых ярких и уморительных.
*
Следом — небольшая, но вошедшая в анналы роль в шедевре Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968). Разве можно забыть знаменитый диалог полковника милиции (Николай Трофимов) и милиционера «Михал Иваныча» (Станислав Чекан):
«- Наверно, мне бы надо…
— Не надо…
— …Теперь вот такое предложение. А что, если…
— Не стоит.
— Ясно. Тогда, может быть, нужно…
— Не нужно.
— Понятно… Разрешите хотя бы…
— Вот это попробуйте!»
Гениально снятая мизансцена!
Не знаю, байка это или нет, но, говорят, вставить этот диалог в фильм Гайдаю предложил сам Николай Николаевич. И взят он из его жизни. Якобы похожий диалог каждый раз возникал между ним и Товстоноговым, когда на репетиции Трофимов предлагал добавить его персонажу комических красок, изюминки, гротеска. «Великий Гога» пресекал эти инициативы на корню: «не надо», «не стоит»…
За последующие три десятка лет Николай Трофимов сыграл еще немало выдающихся киноролей, в том числе главных. «На пути в Берлин» (1969), «Африканыч» (1970), «Табачный капитан» (1972), «Лев Гурыч Синичкин» (1974). «Про Красную Шапочку» (1977), «Принцесса цирка» (1982)… Последней в его фильмографии стала лента Сергея Потемкина «Город без солнца» (2005).
А всего в копилке Трофимова — 79 фильмов и 23 телеспектакля.
*
*
*
*
«НАСТАНЕТ ДЕНЬ, И С ЖУРАВЛИНОЙ СТАЕЙ…»
Большинство коллег, когда их спрашивали о Николае Николаевиче, называли главную его закулисную черту – скромность. Говорили, что он был удивительно добрым, теплым и светлым человеком, чье появление на публике непроизвольно вызывало улыбку. Никакой «звездности», «усталости» от славы и от поклонников.
Народный артист СССР, которого ставили в один ряд с Игорем Ильинским, французским актером Бурвилем и многими популярными комиками 20 века, жил в небольшой квартире на востоке Ленинграда-Санкт-Петербурга — на Ржевке. На хоромы, дачу, автомобиль денег не накопил, да и не было такой цели. Говорят, лет 20 носил один костюм, купленный во время зарубежных гастролей. Главное для него было творчество – репетиции, спектакли, студенты, которым он передавал опыт. Николай Николаевич много читал, особенно философские книги. И до последнего рвался на сцену…
*
Похоронив любимую супругу, Николай Николаевич долго жил один. Пока в его жизни не появилась его давняя поклонница, инженер по профессии и театралка Марианна Иосифовна. Они познакомились после одного из спектаклей, со временем поженились и были счастливы.
В последний раз Николай Трофимов вышел на сцену родного БДТ 21 января 2005 года — в день своего 85-летия, сыграв своего любимого мистера Пиквика. По воспоминаниям коллег, актер предчувствовал свою смерть. Попрощался с близкими и друзьями. Незадолго до ухода, он грустно сказал звукорежиссеру театра: «Скоро уже». Попросил, чтобы во время его похорон вместо траурного марша звучала его любимая песня – «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Через три дня его не стало.
Николай Николаевич Трофимов скончался в ночь на 7 ноября 2005 года в реанимации петербургской Александровской больницы от последствий инсульта. Утром 14 ноября проститься с великим артистом в БДТ пришли его поклонники, актеры из других театров. Леонид Неведомский последнюю просьбу коллеги и партнера выполнил: принес на панихиду в театр запись песни.
Леонид Неведомский вспоминал:
«Когда зазвучало бернесовское
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле, —
казалось, что Николай Николаевич слышит. Слезы удержать было невозможно… Все рыдали».
Николая Трофимова похоронили на Актерской дорожке Литераторских мостков Волковского православного кладбища.
*