На американском континенте его называли «Русской ракетой», а его молниеносная скорость на ледяной арене и виртуозное мастерство забивать голы в ворота противника, сделали его настоящей «звездой» мирового хоккея.
В США, несмотря на преследовавшие его травмы, Павла Буре до сих пор называют лучшим игроком, когда-либо носившим форму «Ванкувер Кэнакс», а он, добившись невероятной популярности за океаном, вернулся в Россию и отказался от американского гражданства.
Спортивная карьера и эмиграция в Америку
Павел родился в Москве, в 1971 году, в семье с давними спортивными традициями. Его отец был 17-кратным чемпионом СССР по плаванию, дед — членом сборной страны по водному поло. Оба имели большой список побед в крупнейших соревнованиях, принимали участие в олимпийских играх и, конечно же, с детства прививали любовь Павлу и его младшему брату Валерию к спорту, водили их в бассейн и спортзал.
Отец мечтал, что сыновья пойдут по его стопам и серьезно займутся плаванием, но когда пришло время выбирать спортивную секцию, юный Павел проявил настойчивость, заявив, что он хочет заниматься хоккеем.
Родители не стали возражать, так Павел в возрасте шести лет оказался в детской хоккейной секции ЦСКА, а чуть позднее начал играть в юношеской команде «Олимпия». Он с детства показывал выдающиеся спортивные результаты и высокую скорость игры, а в 1988 году уже дебютировал за сборную ЦСКА, и в игре с рижским «Динамо» забил в ворота противника свой первый гол.
В том же году он стал чемпионом СССР, а через год вышел на мировую арену, показал блестящую игру на Чемпионате мира, где был признан лучшим нападающим.
Это было время, когда на советских игроков уже начали обращать внимание за границей, но никто из них еще даже не мечтал о том, чтобы уехать из СССР и играть по контракту за сильнейшие хоккейные команды мира.
Тем более это было невозможно для игроков ЦСКА, которые официально считались военными. Но вскоре произошло событие, которое многое поменяло в жизни Павла Буре — его друг и напарник по команде Александр Могильный бежал в Америку. Во время игры в Стокгольме он обратился в посольство США и попросил политического убежища.
После этого события жизнь членов сборной ЦСКА существенно осложнилась, особенно жестко начали «закручивать» гайки и вводить ограничения тем, кто дружил с Могильным. И тут на помощь Павлу пришел его отец, который к тому времени уже закончил свою спортивную карьеру, был на тренерской работе в ЦСКА и занимался спортивной журналистикой.
Жизнь в США и конфликт с отцом, у которого оказалась вторая семья
В 1991 году, накануне распада СССР, Буре-старший вместе со своей семьей эмигрировал в США. Павел Буре, которого уже хорошо знали за океаном как талантливого и перспективного хоккеиста, без труда подписал контракт с «Ванкувер Кэнакс», а отец стал его личным тренером по физической подготовке. Чуть позднее, показав впечатляющие результаты, он начал тренировать всю хоккейную команду.
Отправляясь с отцом в Америку, Павел не знал, что у него уже давно есть вторая семья, в которой подрастает внебрачная дочь. Занятый постоянными тренировками, он пропустил скандальные публикации в СМИ, которые клеймили Буре-старшего за образовавшийся в его жизни «любовный треугольник».
И хотя Владимир Буре не разводился с матерью своих сыновей, но он продолжал помогать любовнице, содержал дочь, а подобные ситуации в советском обществе не поощрялись, становились поводом для публичного осуждения и ломали карьеру любому, даже самому известному человеку.
Это и стало причиной эмиграции семьи в США, но Павел узнал об этом значительно позже, что на долгие годы разрушило его отношения с отцом. А через некоторое время родители развелись, и Павел вообще перестал с ним общаться, хотя отец считал, что сына умышленно настраивали против него — многие в то время метили на место тренера перспективного игрока.
Дебют Павла Буре в НХЛ состоялся в ноябре 1991 года и стал настоящей сенсацией в хоккейном мире Северной Америки, поскольку болельщики никогда еще не видели такой головокружительной скорости на льду и виртуозного обращения с шайбой, что мгновенно сделало его любимцем публики. В первом же сезоне Павел забил 34 гола и был назван одним из самых перспективных игроков НХЛ.
Его карьера за океаном развивалась стремительно. В сезоне 1992-93 годов Буре установил рекорд по количеству забитых голов и стал первым игроком «Ванкувер Кэнакс», включенным в первую сборную всех звезд НХЛ.
Пик его карьеры пришелся на 1994 год, когда Павел смог дойти до финала Кубка Стэнли, а потом его неожиданно начали преследовать травмы, от которых он не успевал оправиться. В последующие годы он показывал сильную, но нестабильную игру.
Завершение карьеры и возвращение на родину
В начале карьеры Павла Буре НХЛ заплатила солидную сумму Российской Федерации спорта за его легализацию, а Павел вынужден был стать гражданином США. Но при этом он никогда не забывал о российской команде, в которой начинал свою спортивную карьеру.
Начав хорошо зарабатывать, он всегда помогал российским спортсменам, поддерживал связь со своими друзьями по команде ЦСКА, за свои деньги приобрел для команды около 300 комплектов формы.
Буре отыграл 12 сезонов в НХЛ (с 1991 по 2003 год), из них семь сезонов за «Ванкувер Кэнакс», четыре — за «Флориду Пантерз» и всего один сезон за «Нью-Йорк Рейнджерс», но потом из-за участившихся травм и продолжительного лечения, которое не принесло ожидаемых результатов, вынужден был «повесить коньки на стенку».
Уже после окончания карьеры Павел Буре был признан одним из ста величайших игроков в истории НХЛ, его имя внесено в международный зал хоккейной славы, а номер 10, под которым он играл, был выведен из обращения и навсегда закреплен за ним.
Павлу не раз предлагали перейти на тренерскую работу, но он всегда отказывался, считал, что горячий характер будет для этого серьезным препятствием. Однако он не раз проводил благотворительные матчи, на Олимпиаде 2006 года в Турине был главным менеджером российской сборной.
В 2016 году Павел Буре вернулся в Россию и отказался от гражданства США. В том же году он вошел в Наблюдательный совет ПХК ЦСКА, а спустя пять лет стал специальным советником Федерации хоккея России по международным вопросам. Помимо этого, Павел занимается бизнесом и благотворительностью.
До 38 лет он избегал серьезных отношений, хотя ходили слухи о его женитьбе на американской студентке, потом о предстоящей свадьбе с теннисисткой Анной Курниковой.
Однако семью Павел Буре создал только в 2009 году, женившись на молодой модели из Набережных Челнов, с которой познакомился на отдыхе в Турции. Сейчас супруги постоянно проживают в Москве, в их семье подрастает трое детей — сын, которого в честь отца назвали Павлом, и две дочери.