С животноводом Александром Лапиным связана любовная линия — он ищет свою Наташу и в конце все-таки находит ее.
Но конечно же, основная сюжетная коллизия фильма — производственный конфликт с академиком Нестратовым и силикатным кирпичом.
Василий Васильевич настолько увлекся ощущением собственной важности и значимости, что не только Сенцову не принял — даже своих друзей не сразу встретил!
Конечно, академик не знал, что они уже приехали, но ведь именно он так «построил» своих подчиненных, чтобы они не то что лишнего человека — муху в кабинет не запустили бы!
И вот Нестратову противопоставляется бюрократ Нехода. Режиссер Михаил Калатозов специально подобрал в «тандем» к Меркурьеву похожего по типажу Алексея Грибова.
К тому же, оба с усами (академик еще и с бородкой), правда Нестратов «покрупнее», а Нехода, так сказать, «пожиже». Нам постоянно показывают Неходу с самой отвратительной стороны.
«Отбрыкивается» от комсомольцев, не проявляет никакого сочувствия к пострадавшей Сенцовой, отказывается верить человеку, «а верит бумажке». Но ведь Нехода — человек подневольный.
Он строит из силикатного кирпича не потому, что такой плохой, а потому, что так велели из Москвы — лично Нестратов.
А если бы Нехода ослушался распоряжения и стал самовольничать, к каким последствиям это бы привело для него? Хорошо еще, если бы просто сняли с должности, а то еще похуже.
Нестратов занимал высокую должность и принимал в Москве все решения. Именно на нем была ответственность за силикатный кирпич — он совершил ошибку, да еще и Сенцову так и не пустил к себе на прием.
Но Василий Васильевич нам показан, как все-таки положительный герой, сумевший исправить свои ошибки, к тому же, верный товарищ и вообще человек отличный. Я не говорю уже об обаянии лично Меркурьева.
Но если отбросить все внешнее, разве академик виноват меньше Неходы? По-моему, больше. Нехода простой исполнитель. Он пострадал и лишился должности всего лишь из-та того, что точно и неукоснительно выполнял распоряжения из Москвы.