Аполлинарий Васнецов. Как сложилась судьба брата известного художника Виктора Васнецова

Не все знают, что брат Виктора Васнецова тоже был художником и художником не от слова «худо». Его работы талантливы и завораживают.

Он был мастером монументально-эпического пейзажа. Ему нравилось воспевать красоту древней Москвы и показывать величественную природу Урала и Сибири.

Как все начиналось

Аполлинарий Михайлович Васнецов появился на свет летом 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье потомственного священника.

Отец семейства (Михаил Васильевич Васнецов) был человеком разносторонним и заботился о том, чтобы его дети умели читать, писать и рисовать. Благодаря его усилиям у двух сыновей (Виктора и Аполлинария) обнаружились способности к изобразительному искусству.

Когда Аполлинарию исполнилось 10 лет умерла его мать Аполлинария Ивановна. Еще через 4 года умер отец. На тот момент мальчик обучался в Вятском духовном училище, но становиться священником не собирался. Его, как и старшего брата увлекало рисование.

Виктор Васнецов в ту пору уже обучался в Петербургской Академии искусств и очень хотел, чтобы младший брат переехал к нему.

Чтобы развивать талант Аполлинария, он договорился с польским художником Эльвиро Андриолли, находившимся в ссылке в Вятской губернии, что тот будет давать мальчику уроки живописи.

В 1872 году Аполлинарий закончил духовное училище и отправился к брату в Петербург. Там он прожил три года. Это время с ним занимались такие известные мастера живописи, как Поленов, Репин, Максимов, и, конечно, сам Виктор Васнецов.

Молодой человек решил, что не будет поступать в Академию художеств, но успешно сдал экзамен на звание народного учителя и уехал трудиться в Вятскую губернию.

Он надеялся, что работая сельским учителем, будет нести пользу крестьянам, просвещая их. Но его надежды разбились при столкновении с суровой реальностью. Крестьяне не понимали его, а он их. Позже он разочарованный напишет:

У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты… Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели…

В 1878 году Аполлинарий уехал из Вятской губернии обратно к брату в Петербург и снова погрузился в живопись.

Признанием таланта младшего Васнецова стала покупка Павлом Третьяковым его картины «Серый день».

Чем все завершилось

В 1890 году Аполлинарий Михайлович первый раз поехал на Урал. Местная природа произвела на художника колоссальное впечатление и это нашло отражение в его творчестве.

Им был написан целый цикл уральских картин, которые потом будут благосклонно приняты обществом.

Аполлинарий Михайлович признавался:

Для художника неприветливые северные горы с седыми пихтовыми и еловыми лесами, уходящими в холодную даль Сибири, представляют немалый интерес…

Если леса, то они здесь выросли страшные, дремучие, и холмы поднялись до облаков, и реки потекли многоводные, до черноты глубокие, могучими извивами теряясь на горизонте, а дали раскинулись на многие десятки верст, далеко уходя в холодную синеву

1890-е годы стали для Васнецова плодотворными и успешными. Художник достиг зенита славы. Он активно путешествовал и рисовал множество картин. Его имя уже связывали не только с братом, а воспринимали, как самостоятельную и известную личность.

В 1900 году Аполлинарий Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств.

В 1902 году Аполлинарий Васнецов женился. О его семье известно совсем мало. Женой стала Татьяна Одоевская (1879 — 1961). У них родился сын Всеволод (1901 — 1989).

На рубеже 19-20 веков Аполлинарий Михайлович увлекся возрождением прошлых столетий на своих холстах. Если его брата влекли русские сказки, то он был озарен идеей показать людям всю красоту старинной Москвы.

Глядя на его работы, кажется, что он действительно сам там был, прогуливался по столичным улочкам, любовался величием архитектуры.

Увлеченный старинной Москвой, он даже создал научный кружок — Комиссию по изучению старой Москвы и лично участвовал в археологических раскопках в центральной части города.

Кружок был создан в 1918 году и в том же году его изгнали из Московского училища живописи.

Васнецов стоически переносил изменения происходящие и в его жизни и в судьбе страны. Он видел, как все вокруг стремительно разрушается, но при этом находил в себе силы не лебезить перед новой властью и продолжать жить достойно.

Интересен тот момент, что революцию он принял счастливо, заявив, что происходит «великий исторический момент освобождения от старых ржавых цепей гражданского рабства».

Из-за своих взглядов он ссорился со старшим братом. Однако вскоре после свержения Романовых и наблюдения за происходящим в стране, Аполлинарий поменял мнение:

Коммунизм атрофирует личность. Безумие — вручать судьбы народа своей страны темным массам низов

Когда в 1931 году он узнал, что собираются сносить Храм Христа Спасителя в Москве, он был единственным художником, возражающим против бесчинства.

Последние годы жизни Аполлинария Михайловича прошли в изучении прошлого Москвы. Он изучал информацию, производил раскопки, писал этюды и делал автобиографические заметки.

Его не стало 23 января 1933 года в возрасте 76 лет. Похоронили художника на Введенском кладбище в Москве рядом со старшим братом.

И напоследок еще несколько прекрасных картин, написанных Аполлинарием Михайловичем.

Оцените статью
Аполлинарий Васнецов. Как сложилась судьба брата известного художника Виктора Васнецова
Владимир Егорович Маковский. Еще один художник из рода Маковских