13 октября очередная годовщина со дня рождения известного советского поэта и прозаика, драматурга и сценариста, замечательного барда и художника Евгения Даниловича Аграновича!
Этот необыкновенно талантливый человек всё время находился в тени и избегал популярности и славы.
Евгений Данилович родился в 1918 году в Орле. После окончания школы работал в местной редакции подсобным рабочим и курьером. С юности писал стихи и даже сочинял песни, подыгрывая себе на гитаре. В 1938 году в газете, где он работал, впервые опубликовали его стихи. Молодой человек собирался поступить на литературный или журналистский факультет, но помешала война.
Когда он добровольцем пришёл в военкомат, его направили на фронт военным корреспондентом. Работал в штате фронтовой газеты и почти всё время находился на передовой. Его стихи, опубликованные в небольшой армейской газете, народной молвой разносились по всем фронтам, и часто бойцы даже не знали, кто является их автором.
Но при этом приходилось и воевать. В 1942 году, во время беспорядочного отступления одного из полков, в котором Агранович был по журналистскому заданию, увидев, что почти все офицеры погибли или вышли из строя, он принял командование на себя и обеспечил организованный переход оставшихся солдат в соседнюю часть на фланге.
За что бы награжден медалью «За боевые заслуги». Потом был Орден Красной Звезды уже за журналистские подвиги, когда он с передовой в редакцию пересылал свои статьи, которые тут же выходили в тираж. Однажды свою статью со срочной информацией он даже надиктовал по полевому телефону, перекрикивая канонаду идущего рядом боя.
После Победы демобилизовался в звании старшего лейтенанта и поступил в Московский литературный институт имени Горького. Получив диплом, работал журналистом, но прославился своими стихами и песнями. Евгений Агранович написал слова к таким популярным песням, как «Одесса-мама», «Я в весеннем лесу пил березовый сок…»,
«В тумане тонут белые огни…», «От героев былых времён…», «Любовь стараясь удержать…» и ещё примерно полсотни песен, которые были им написаны для различных художественных фильмов. Для многих из этих песен он сам написал и музыку.
В 1959 году он перешел на работу в киностудию имени Горького, где стал писать не только песни, но и сценарии. И особенно ему удавались сценарии мультфильмов, по которым были сняты более тридцати мультипликационных фильмов.
Удивительно, но такой талантливый автор никогда не издавался отдельными сборниками. Конечно же, его стихи регулярно печатались в журналах, но своих поэтических сборников у него не было.
Лишь в 1998 году, когда ему исполнилось 80 лет, вышла первая книга с его произведениями.
Однажды, ещё в середине 50-х, он сам исчерпывающе объяснил это в своем стихотворении «Левый художник»:
Я пишу не в жилу и некстати,
Как в картонный колокол звеня.
И с брезгливой жалостью издатель
Учит арифметике меня…
В конце 80-х коллеги стали убеждать Аграновича, что ему надо выступать с концертной деятельностью. То есть читать и петь свои стихи. Ему стали звонить организаторы различных бардовских фестивалей с приглашениями. Они убеждали пожилого автора, что это очень важно для подрастающего поколения.
Позже Агранович шутя рассказывал:
«Я уже лежал на диване и ждал кремации, и вдруг мне начинают названивать и говорить, что я должен выступать с концертами. Я подумал, что это аферисты…»
Оказалось, что, несмотря на возраст, ему было нетрудно выступать перед публикой. И он делал это с любовью и чаще всего в благотворительных целях.
Там же, на выступлениях, он рассказывал о том, как создавались его самые известные песни:
Песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок», которую поёт Михаил Ножкин в «Ошибке резидента», сначала предназначалась для другого фильма — «Ночной патруль».
Там её должен был исполнять Марк Бернес, которые играл Огонька — бывшего вора-медвежатника, который сбежал за границу, но, как выяснилось, не смог жить без Родины. Песня была готова, но дирекция киностудии вдруг от неё отказалась».
Однажды режиссёр Вениамин Дорман случайно услышал на киностудии, как эту песню исполняет один из рабочих сцены. Он чуть не подпрыгнул от радости и стал пытать исполнителя: что за песня, откуда она, кто автор? Он давно уже искал такую песню для своего фильма «Ошибка резидента», собирался заказывать что-то подобное, а тут сразу стопроцентное попадание!
Так у этой песни появилась судьба, даже более успешная, чем она была бы в фильме «Ночной патруль».
Агранович был большим мастером в переводе и написании слов для реплик и песен при дубляже иностранных фильмов, чтобы звучание перевода максимально совпадало с артикуляций иностранных актёров.
А ещё в свободное от основной работы время он увлекался резьбой по дереву. Его квартира была вся обставлена такими фигурками. И в середине 90-х, когда ему не хватала денег на жизнь, он продавал их на небольшом уличном рынке недалеко от метро «Аэропорт», который был рядом с домом.
Его не стало в 2010 году, на 92-м году жизни. Похоронен Евгений Агранович на Востряковском кладбище в Москве.
Так сложилось, что Евгений Данилович не имел никаких званий и наград, кроме тех, которые получил на войне. Но он был ярким представителем тех «бойцов невидимого фронта», которые подняли наш великий советский кинематограф на недосягаемую высоту.