«Бегство мистера Мак-Кинли» — советский фильм, который был уничтожен по ошибке

Я сегодня вспомнил об этом чудовищном случае, потому что именно 7-го апреля 1975 года на киностудии «Мосфильм» состоялся первый съёмочный день фантастического художественного фильма режиссёра Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» по сценарию советского писателя и драматурга Леонида Леонова.

Сюжет не буду рассказывать даже вкратце, потому что предполагаю, что многие читатели фильм не видели и после этой статьи захотят его посмотреть. Сообщу лишь, что, несмотря на то, что фильм появился почти полвека назад, в свете сегодняшних событий он приобретает особую актуальность.

Главные роли исполнили Донатас Банионис и Жанна Болотова. В картине также снимались: Борис Бабочкин, Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Александр Вокач, Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв, Татьяна Лаврова и еще с десяток известных советских актёров.

В фильме звучат песни Высоцкого в исполнении автора. Он сыграл уличного певца и написал специально для этой роли несколько баллад. К сожалению, как это бывало уже не раз, его песни подверглись серьёзной цензуре. Некоторые из них были из картины удалены целиком, а те, которые остались, лишились отдельных куплетов.

Но тем не менее, Швейцер считал большой удачей, что ему удалось не только отстоять Высоцкого как актёра, но и как исполнителя своих песен. Также режиссёр добился, чтобы в фильме звучала музыка Пола Маккартни и популярных американских исполнителей. Обычно использование западных мелодий и песен в советских картинах не приветствовалось.

По мнению критиков, легендарный советский актёр Борис Бабочкин в этом фильме сыграл одну из своих лучших послевоенных ролей. К сожалению, роль миллиардера Сэма Боулдера стала последней для 71-летнего актёра. Он скончался в результате инфаркта за три месяца до премьеры фильма.

Картину снимали по новой системе с универсальным форматом кадра, что позволяло впоследствии без потери качества и подрезки кадра делать прокатные копии для кинотеатров с различными форматами.

Дело в том, что в начале семидесятых голов в стране был существенно обновлен фонд кинотеатров. По всей стране были построены новые типовые кинотеатры большой вместимости, а более половины старых кинозалов получили широкоформатные экраны.

После того, как фильм был готов, прошел корректуру и был принят художественным советом, на «Мосфильме» случилось чрезвычайное происшествие. Готовый оригинальный негатив фильма по недосмотру одной из сотрудниц киностудии был уничтожен. Монтажница перепутала коробки с плёнкой и вместо катушек с браком, отправила на смывку новый фильм Швейцера, негатив которого был изготовлен в единственном экземпляре.

Когда об этом узнали режиссёр и съёмочная группа, все были шокированы! Восьмимесячный труд коллектива из сотни человек и почти полмиллиона затраченных рублей пропали впустую из-за одной нерадивой монтажницы киностудии, которая второпях перепутала коробки с плёнкой.

Для несведущих сообщу, что наиболее ценой частью киноплёнки была нитроцеллюлозная перфорированная подложка. Киноплёнка была многократного использования. После того, как отснятые материалы теряли актуальность, плёнку мыли и наносили на неё новый светочувствительный эмульсионный слой. После этого она была готова к следующему использованию в кинокамерах.

Фильм пришлось восстановить из первоначальных разрозненных негативов, которые были искромсаны корректурой, поэтому часть дублей была потеряна безвозвратно. Картину всё же восстановили, но она стала почти на 6 минут короче.

Тем не менее, фильм получился интересным, как по сюжету, так и по исполнению, и мы, безусловно, рекомендуем его посмотреть.

Оцените статью
«Бегство мистера Мак-Кинли» — советский фильм, который был уничтожен по ошибке
Увела жениха-иностранца у старшей сестры, а потом рыдала в чужой стране: С какими трудностями в Южной Корее столкнулась узбечка