Фильм снят по произведению Гавриила Троепольского, которое в начале 70-х опубликовали в журнале «Наш современник». Когда Ростоцкий решил экранизировать повесть, то сразу решил, что в главной роли будет сниматься Вячеслав Тихонов.
Однако актер в то время был занят в других проектах, поэтому режиссер отложил съемки, чтобы дождаться, когда актер будет свободен. Тихонов сразу дал согласие на участие в проекте. Однако три года ушли на преодоление препятствий.
Так, почти год руководство киностудии имени Горького не предоставляло дорогую пленку. Без нее пришлось бы снимать под светом софитов, чтобы могло бы напугать пса и навредить ему.
Потом возникла проблема с подбором главного героя – шотландского сеттера, который бы мог выполнить все поставленные задачи. В итоге выбрали двух собак – английского сеттера Стива, а также дублера по кличке Денди.
Он подменил Стива в сцене, где у пса застряла лапа на железнодорожной стрелке. Командовал фауной на съемках дрессировщик Виктор Сомов.
Перед Вячеславом Тихоновым стояла задача – за короткий срок подружиться с собакой, чтобы зрители не сомневались, что собака его.
Помогла любовь к животному – Тихонов каждый день приходил на съемки пораньше, гулял с арендованным и живущим на киностудии псом. И это помогло – Стива вскоре сам постоянно искал внимания актера во время съемок.
Иногда, чтобы снять сцену, где пес смотрит жалобно вслед хозяину, Стиву и Тихонову не позволяли несколько дней, после этого эмоции пса были более искренними и выразительными.
А еще Вячеслав Васильевич брал пса с собой на охоту, потому что только так можно приручить пса такой породы.
Зрители поверили в историю, показанную на экране, и, встречая Тихонова на улице, спрашивали, как поживает пес. А вот актрисе Валентине Владимировой повезло меньше.
Ее героиня по сюжету была злой соседкой хозяина Бима. После премьеры актриса жаловалась, что с ней даже соседи некоторое время не здоровались.
Фильм «Белый Бим Черное ухо» после премьеры стал очень популярным у зрителей. Он стал лучшим фильмом года по версии читателей журнала «Советский экран».
Ростоцкий, Тихонов и оператор киноленты Вячеслав Шумский позже получили за фильм Ленинскую премию.