«Благодарим, задумчивая Мери, Благодарим за жалобную песню!» Актриса Светлана Переладова

История жизни актрисы Светланы Переладовой очень короткая и, на первый взгляд, какая-то безрадостная. Достойным памятником ей стала роль Мери в новелле «Пир во время чумы» в швейцеровской постановке «Маленьких трагедий».

Если ранняя могила

Суждена моей весне —

Ты, кого я так любила,

Чья любовь отрада мне, —

Я молю: не приближайся

К телу Дженни ты своей,

Уст умерших не касайся,

Следуй издали за ней.

Сколько пророческого в этих гениальных строчках Пушкина для судьбы актрисы. Получалось, что она словно спела реквием по самой себе.

Впрочем, биография актрисы Светланы Переладовой не ограничивалась одними «Маленькими трагедиями». Скорей работа в этой картине закончила её фильмографию. Да и ролей было две, как у многих актёров фильма.

Помимо Мери, Светлана играла великосветскую «некрасивую девушку». Именно она написала записку про Клеопатру и её любовников и, чуть не провалившаяся под землю от стыда, была так своевременно спасена Чарским.

Но Светлана Переладова была на самом деле очень красивой. И красота её была какой-то чистой и небесной. А глаза просто поражали своей пронзительностью и беззащитностью.

Но если было надо для роли, она могла подчеркнуть угловатость своих черт и худобу, и получалась натуральная Сонечка Мармеладова или какая-нибудь диккенсовская чахоточная девушка.

А могла предстать писаной красавицей, как, например, в вахтанговском спектакле «Тогда в Севилье».

Киноролей у актрисы набралось всего восемь. Были роли и маленькие, и главные. Наверно самая большая роль в кино у неё была в фильме «Красный велосипед», где она играет Алёну Борисевич, революционного борца, и блистает в паре с Семёном Морозовым.

А какая утончённая и прекрасная получилась у Светланы Наталья Алексеевна в «Рудине». В армянской киноленте «Рыжий самолёт» она тоже прекрасна. Да и в «Странной женщине» актриса очень выразительна в небольшой роли влюблённой в главного героя девушки.

Светлана Семёновна Переладова родилась в Сибири. Приехав покорять Москву из новосибирского Академгородка в 17 лет, она смогла поступить в Щукинское училище. Правда, с пометкой «условно». То есть она ещё должна была заслужить право быть студенткой.

Юная Светлана старалась изо всех сил и получила место на курсе Л. Ставской. Все её однокурсники поражались её начитанности, её интеллектуальному уровню.

Многие вспоминали, что она просыпалась в шесть утра и читала от корки до корки «Иностранную литературу», Камю, Сартра. Её общий культурный уровень, ум, интеллигентность и эрудиция не шли ни в какое сравнение с общим уровнем однолеток.

 

 

Большая дружба возникла у Светланы с её ровесницей и однокурсницей Еленой Кореневой. Они были просто не разлей вода. Так сложилось, что наверно лучше Елены Кореневой её никто не знал. Для остальных однокурсников Светлана Переладова оставалась тайной.

Она была очень овнутрённым человеком, малоразговорчивым. Ей было уютно жить с собой. Правда, Елена Коренева вспоминала, что характер Светланы был словно «лёд и пламень», противоречивый темперамент, благодаря которому она зачастую оказывалась в самых невероятных ситуациях.

Глубоко интровертировано сидя в себе, она могла вдруг стать смешливой и ироничной, а иногда на девушку нападали внезапные взрывы страстей, граничащие с безумием. Подробности историй Е. Коренева благородно опускает.

Постоянная жизнь на съёмных квартирах, частая смена мест обитания в Москве делали её практически неуловимой для многих знакомых. Светлана даже у педагога Людмилы Ставской жила дома какое-то время. И став актрисой вахтанговского театра, мало что изменила в своей жизни. Казалось, что Светлана всё время ищет свою тихую норку, и как только норка «засвечивалась», она её меняла.

В вахтанговском театре она играла с 1975 года и была задействована в целом ряде спектаклей: Сонечка в «Лешем», Оксана в «Гибели эскадры», Аня в «Коронации». Роль Амелии в спектакле «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо имела большой успех. Его неоднократно показывали по ЦТ в начале 1980-х.

Там актриса сыграла неизлечимо больную девушку, и эта роль тоже сильно перекликается с её судьбой.

Мало кто знал, что актриса имела целый ряд болезней. Помимо сердечно-сосудистых заболеваний, в 23 года у неё проявился диабет. Только Светлана не полнела от него, а, наоборот, худела. Причина её ухода так и осталась тайной.

Или диабетическая кома или сердечный приступ стали тому виной. Легенда о том, что актриса самостоятельно ушла из жизни, долго муссировавшаяся в театральных кругах, совершенно безосновательна. Причин к этому не было никаких.

Смерть молодой тридцатилетней актрисы датируется 21 июля 1984 года. Было лето, и артисты театра были на отдыхе. Поэтому сразу и не кинулись искать её, ибо было безрепетиционное время.

Беду почуяли соседи Светланы по очередной коммуналке. Они и вызвали милицию, понимая что девушка больше недели не выходит из комнаты. Ни у кого не было сомнения, что она там. Обоняние явно что-то улавливало.

Елена Коренева позже вспоминала, что мать Светы не знала ничего про диабет и присылала ей из Сибири большие посылки со сладостями и шоколадом. Светлане нельзя было есть сладкое и мучное. Она откармливала Кореневу разными вкусностями и сама тоже ела.

Здравый смысл её покидал в такие минуты, и она часто говорила, что вообще ненавидит разные ограничения.

Конечно, за девять лет карьеры просто физически невозможно было много успеть. Хотя Светлану уже вводили на главную роль в «Оптимистической трагедии» вместо блистательной Юлии Борисовой, и в другие спектакли тоже.

В Театре им. Е. Вахтангова её очень ценили и коллеги, и режиссёр театра. Так что будущее театральной актрисы выглядело довольно безоблачным.

Светлана Переладова была идеальной романтической героиней в жизни. Какой-то не от мира сего героиней.

Девушка с осиной талией, точёным лицом и балетной строгостью осанки, несшая образ печали и грусти, но при этом невероятно притягательная.

Источник

Оцените статью
«Благодарим, задумчивая Мери, Благодарим за жалобную песню!» Актриса Светлана Переладова
Они по-разному страдают от любви — красавец Н. Ерёменко в фильме «Я буду жать» и симпатичный Е. Меньшов в драме «Мелодии на два голоса».