«Человек ниоткуда» был снят по сценарию Леонида Зорина и рассказывал о приключениях «снежного человека» в Москве.
В центре сюжета был некий «Чудак» — существо с незамутненным, отчасти детским сознанием. Он представлял собой своеобразную лакмусовую бумажку, впитывая все, что есть в окружающих людях.
Благодаря такому хитрому приему режиссер смог показать многие пороки общества того времени.
Картина обладала непривычной формой и содержанием, а также сатирой и критикой, основанной на общечеловеческих мерилах. В совокупности это настораживало простых зрителей, в числе которых были люди, ответственные за прокат ленты.
Аппаратчики словно понимали, что в картине есть нечто «чужое». По итогу было принято странное решение — одобрить выпуск фильма и одновременно не выпускать…
«Человек ниоткуда» вышел мизерным тиражом, да и на голубых экранах продержался меньше недели.
Эльдар Рязанов говорил, что снимал картину «на ощупь» и многое дорабатывал уже в процессе. Ведь тогда еще не было фильмов, где бы настолько широко был использован «юмор абсурда».
Актерам пришлось еще сложнее. Многие диалоги в фильме были с литературным уклоном и страдали от нехватки бытовых моментов. Это тянуло артистов в сторону театральности, чего кинематограф просто не приемлет.
Когда съемки наконец завершились, начался первый контакт со зрителями. Премьерный показ в Доме кино получился шумным. Профессионалы встретили фильм довольно горячо и это не удивительно.
Перед ними было нечто новое, экспериментальное. Чувствовалось, как авторы хотели отойти от привычных стандартов.
Правда обыкновенные зрители восприняли картину неоднозначно. Одни соглашались с мнением критиков, другие высказывали ровно противоположную позицию. «Человек ниоткуда» не оставлял людей равнодушными и это радовало.
«Падение» фильма началось 22 июня 1961-го года, когда в газете «Советская культура» вышло разгромное письмо от некого «В. Даниляна».
Он утверждал, что картине мало «четкой философской позиции и идейной концепции». Вскоре выяснилось, что настоящим автором письма был кинокритик Владимир Шалуновский. После и другие газеты начали писать лишь критические отзывы.
Но ленту Рязанова не решались запретить, даже учитывая не обнадеживающие сборы, пока 24 октября в дело не вмешался Михаил Андреевич Суслов.
Четкую позицию он сформировать отказался, сославшись на классическую «безыдейность» и «малохудожественность».
В итоге комедию сняли с проката, а Эльдар Александрович был на грани пропасти. Благо ему помог председатель союза кинематографистов Иван Пырьев. Он выбил бюджет и подобрал опальному режиссеру идеологически выверенный материал.
И уже через год Рязанов реабилитировался, показав миру «Гусарскую балладу».