Романтичность и отрешенность натуры Ирины Романовой была полной противоположностью страстному творчеству и неугомонному хулиганству Феликса Юсупова.
«Невеста и сама, как истинный бриллиант! Она достойна необычных подарков!» Матушка княгиня крепко задумалась, что же подарить будущей супруге молодого князя в день бракосочетания.
Княжна из рода Романовых достойна носить лучшие драгоценности, и никак иначе. Тем более, первая модница Зинаида Николаевна и сама была большой любительницей редких ювелирных вещиц.
Как мы помним, в 1925-м году большевики добрались до сокровищ в особняке Юсуповых. Многие драгоценности благородного семейства подлежали инвентаризации, а потом и разборке, дабы стать лакомой добычей для жен советских чиновников.
Или предметом заграничной торговли. Роскошное изумрудное бандо, о котором я сегодня расскажу, также не миновала печальная участь.
К сожалению, история не сохранила для нас снимка, на котором Ирина Юсупова позировала именно в этой изумрудной тиаре-бандо, а жаль. Подобная изящная красота достойна не только памятных фотографий, но и кисти знаменитых художников.
Вернемся же к тому моменту, когда Зинаида Николаевна обдумывала свадебный подарок для невестки.
«Пожалуй, только знаменитые мастера-французы смогут мне помочь», — подумала княгиня. Конечно, ювелиры прославленного дома Chaumet предложили русской аристократке дизайн украшений с мистическими и чарующими изумрудами.
Драгоценный камень, что, казалось, хранил в себе дух первозданных лесов, мог стать для пары настоящим талисманом. Чистейшие бриллианты лишь оттеняли мистическую красоту изумрудного фаворита.
Княгиня без сожаления отдала ювелирам несколько украшений из семейной сокровищницы. Поскольку изумруды в них были страсть как хороши.
По задумке художников, искусная драгоценная парюра должна была покорить сердце невесты с первого же взгляда. Набор из тиары, корсажного украшения, сережек и, предположительно, броши, стал редким творением ювелирного искусства.
К зиме 1914-го года свадебный сет был готов. Изящный венец, утонченная тиара-бандо, казалось, идеально подходил к неброским природным краскам юной Ирины Романовой.
В центре композиции блистал красавец-изумруд соблазнительных размеров. А россыпь бриллиантов рождала замысловатый узор, будто ледяные творения затейницы-зимы.
Корсажное украшение с бриллиантово-изумрудными «лентами» пело гимн царскому происхождению княжны. Но в 1914-м молодожены и предположить не могли, что благородный род жениха и невесты станет причиной вынужденной эмиграции.
Вернее, поспешного бегства за рубеж. Увы, изумрудный гарнитур не смог пересечь границу вместе со своей хозяйкой. И оценить волшебные творения мы можем лишь благодаря альбому Юсуповых и фотографий с выставки в 1914-м году.
Кстати, в тот год Юсуповы заказали старику Шомэ не только изумрудную парюру, но и целую коллекцию эксклюзивных украшений.
После свадьбы молодожены продолжили дело матушки Феликса и принялись приводить украшения в порядок. Когда ювелир спустя время преподнес новоиспеченной княгине готовый заказ, все просто ахнули от восторга.
Он переделал множество драгоценностей Ирины на новый лад. Пять изумительных колье, оправленных талантливым мастером, покоряли взгляды.
Они сияли старинными изумрудами, нежным жемчугом, небесными сапфирами, пурпурными рубинами, в окружении бриллиантов. «Одно ожерелье лучше другого!» — восхищалась молодая женщина.
К тому же, и Зинаида Николаевна была довольна. Знатная дама всегда заботилась о том, чтобы фамильная сокровищница не оскудела.
Напомню, что львиную долю украшений она получила в наследство после смерти бабушки-француженки, графини де Шово.
Однажды в гости к Юсуповым-старшим пожаловала инфанта Эулалия, тетушка испанского короля. Когда она прибыла в Россию, князья устроили в московском особняке роскошный праздник.
Как вспоминала иностранка, статная Зинаида Николаевна явилась на обед в парадном одеянии дивной красоты. Ткань была расшита алмазами и восточными жемчужинами.
Прическу украшала диадема-кокошник, усыпанная «морскими каменьями» и бриллиантами. И только «один сей драгоценный убор» стоил, как целое состояние.
Похожая на императрицу, княгиня предстала в бирюзово-жемчужных серьгах, с увесистыми золотыми браслетами. Орнамент – как в древней Византии. Полная достоинства, она затмевала собой любые украшения…