Что погубило жизнь «трубадура партии» и автора стихов «Я спросил у ясеня»: Владимир Киршон

Наверняка, сегодня имя Владимира Киршона мало кто вспомнит, зато его стихи «Я спросил у ясеня» известны всем. Благодаря Эльдару Рязанову они получили новое звучание после того, как Микаэл Таривердиев переложил их на музыку, а Сергей Никитин исполнил в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Насколько потрясающе трогательными были слова, настолько же нелюбим был в своё время их автор в среде литераторов.

Писатели и поэты после гибели Киршона откровенно говорили о том, что справедливость всё же существует.

Трубадур партии

Он появился на свет в 1902 году в семье присяжного стряпчего Михаила Киршона и его супруги-фельдшера Ольги Зайцевой. Родители будущего поэта были страстными революционерами, да и он сам, повзрослев, отправился служить в Красную армию, чтобы сражаться за правое революционное дело. После учился в институте имени Свердлова, готовящем кадры для партийной работы.

Уже в студенческие годы он начал пробовать себя в литературе. Его творчеству не был присущ романтизм, как этого можно было бы ожидать от двадцатилетнего юноши. Зато революционная патетика сквозила в каждой строчке, будь то его дебютная пьеса «Наша Карманьола» или песни, посвящённые пролетариату и свержению буржуазии.

После получения диплома Владимир Киршон стал завучем в ростовской совпартшколе, но при этом продолжал писать пьесы, стихи и песни. Потом в соавторстве с Михаилом Бойтлером он написал сценарий к картине «Борьба за ультиматум» и стал инициатором и создателем Ассоциации пролетарских писателей в Ростове-на-Дону в 1923 году. Он участвовал в создании РАПП – Российской ассоциации пролетарских писателей.

В РАПП он стал одним из секретарей, фактически же – политруком организации. Он продолжал писать стихи, пьесы, сценарии, но при этом строго следил за тем, чтобы члены Ассоциации придерживались в своём творчестве социалистического реализма. Да он и сам был ярым сторонником этого направления, благодаря чему постановки по его пьесам шли на главных театральных сценах страны. И его «Константин Терёхин» стал первой советской пьесой, поставленной на Бродвее в 1929 году. Песня же «Я спросил у ясеня» была написана для пьесы «Большой день». Музыку тогда написал молодой композитор Тихон Хренников, но в этом изложении произведение уже никто не помнит.

Правда, российские коллеги отзывались о творчестве Киршона не слишком положительно, он же в ответ клеймил, обличал и ставил на вид. Разгромив на очередном собрании одного из своих оппонентов, он сообщал об этом самому Сталину. При этом никогда не опускался до анонимок, он искренне верил в свою правоту и на самом деле считал всё, что делает, своим гражданским и партийным долгом.

Владимир Киршон считал многих известных писателей и поэтов своими идейными врагами. В их число входили Михаил Зощенко и Михаил Пришвин, Алексей Толстой и Вениамин Каверин. Впрочем, Бабель, Паустовский, Леонов, Пильняк и Пастернак вместе с Есениным и Гумилёвым были его «скрытыми врагами». А уж в своём противостоянии с Булгаковым не стеснялся называть писателя в газетных статьях классовым врагом и приверженцем идеологии буржуазной драматургии. На партийном съезде Владимир Киршон резко сказал о том, что философа Алексея Лосева, принявшего постриг и отвергавшего марксизм, следовало бы поставить к стенке. Досталось и цензору, пропустившему произведение в печать.

Горькое падение

Нарком НКВД Генрих Ягода открыто называл Владимира Киршона «трубадуром, купленным за денежные подачки». Впрочем, это было не совсем справедливо, ведь писатель и драматург свято верил в идеалы социализма и необходимость бороться с буржуазным наследием и тлетворным влиянием Запада. Хотя Ягода откровенно покровительствовал Киршону и последний часто бывал в доме наркома.

Одним из немногих людей, поддерживавших приятельские отношения с «партийным трубадуром», был драматург Александр Афиногенов, но даже он отмечал, что Киршон является воплощением карьеризма в литературе, а его успехи основаны лишь на умении подстраиваться и подавлять всех вокруг своим авторитетом, основанным лишь на убеждённости в его собственной непогрешимости.

Но весь тщательно выстраиваемый мир Владимира Киршона рухнул сразу же после ареста Ягоды. Он попытался покаяться и спасти себя, написав ещё до ареста несколько писем Сталину о своём раскаянии, и о том, что он беспочвенно поставил себя в привилегированное положение, пользуясь своей связью с «преступником Ягодой», и обещал сделать всё, чтобы исправить ситуацию и принести пользу Родине.

Но спастись ему не удалось. В апреле 1937 года вместе с другими приближёнными к Генриху Ягоде функционерами и литераторами Владимир Киршон был арестован. Его исключили из Союза писателей и обвинили в контрреволюционной деятельности. Удивительно, но многие из тех, кого он во времена своего всесилия разоблачал и клеймил, категорически отказались выступать против него. Тот же Михаил Булгаков не стал выступать с разоблачительными речами. Владимира Киршона приговорили к высшей мере наказания. 28 июля 1938 года он был расстрелян и реабилитирован спустя 17 лет после смерти.

Лирическая комедия «Ирония судьбы или с легким паром» была снята в 1975 году и сразу завоевала зрительскую любовь. Тогда Андрей Мягков, сыгравший главную роль в фильме, был назван лучшим актёром, а режиссёр Рязанов даже получил Госпремию. Сегодня многих из актёров уже нет в живых, а картину традиционно показывают перед Новым годом до сих пор.

Источник

Оцените статью
Что погубило жизнь «трубадура партии» и автора стихов «Я спросил у ясеня»: Владимир Киршон
«Новые приключения янки при дворе короля Артура»: непростая философская притча для умных