Судьба была к ней и щедра, и жестока в равной степени: она была одной из самых востребованных актрис, которой восхищались миллионы зрителей, но при этом остаток дней провела в изгнании и забвении. Мужчины теряли от нее головы, но она была замужем один раз и все 27 лет была несчастлива в браке.
Ее называли «Лат-Вия Армане», но у нее на родине не только не признали ее заслуг, но и лишили крыши над головой.
Аристократка из крестьянской семьи
Абсолютно все, кто видел ее на экранах и за кадром, были уверены в том, что актриса – голубых кровей. Но на самом деле она родилась в крестьянской семье в деревне и в детстве пасла коров. А утонченные манеры и горделивую осанку «подсмотрела» у хозяев дома, где батрачила ее мать. Своего отца она не знала – он ушел из жизни еще до ее рождения, в 19 лет, в результате несчастного случая. С 10 лет девочка пасла деревенское стадо, а позже помогала матери, когда та работала в городе уборщицей. С ранних лет она научилась не только не бояться никакого труда, но и в любых обстоятельствах держать спину прямо.
Настоящее ее имя – Алида. Но когда она начала заниматься в актерской студии при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса, решила взять псевдоним Вия. На сцене этого театра и началась ее актерская карьера.
Здесь она выступала на протяжении 50 лет и превратилась в местную легенду. Она переиграла всех героинь классического репертуара, но мечтала об образах современниц, и такую возможность ей дал кинематограф.
Неразгаданная тайна
Вия Артмане дебютировала в кино в 27 лет, правда, первые роли широкой известности ей не принесли. Всесоюзная слава обрушилась на нее через 7 лет, когда актриса исполнила главную роль в фильме «Родная кровь». Ее партнером по съемочной площадке стал известный советский актер Евгений Матвеев, и на экранах они выглядели вдвоем так гармонично и бросали друг на друга такие нежные взгляды, что им тут же приписали роман за кадром.
На все вопросы о предполагаемом романе с Евгением Матвеевым Вия Артмане всегда отшучивалась, не отрицая, но и не подтверждая слухов. Когда у нее родилась дочь Кристиана, отцовство тут же приписали русскому актеру, а Вия только улыбалась в ответ: конечно, чувства не сыграть достоверно, если их нет за кадром, вот только дочь появилась на свет через 2 года после их совместных съемок с Матвеевым. Правда, за несколько дней до своего ухода она призналась невестке в том, что отец Кристианы – православный, но имени его так и не назвала.
Зрители восхищались этой красивой парой, вот только не у всех их тандем вызывал восторг. Муж актрисы был вне себя от гнева, когда увидел, какими глазами в кадре она смотрит на Матвеева. И это была далеко не первая громкая сцена ревности, которую он ей устроил. Вия Артмане и Артур Димитерс выступали в одном театре, и со стороны их брак казался идеальным союзом двух творческих величин, но на самом деле идиллии и гармонии в их отношениях никогда не было.
27 лет одиночества вдвоем
Как только Вия появилась в их театре, Артур принялся за ней ухаживать. Он был старше нее на 14 лет, да к тому же состоял в браке, но совершенно потерял голову от ослепительной юной красавицы. Он преследовал ее повсюду, караулил у входа в театр, забрасывал цветами и любовными записками. Актриса держала оборону несколько месяцев, но в итоге все-таки сдалась. О чем позже горько пожалела.
С первых же дней совместной жизни Артур изводил ее своей беспочвенной ревностью, при этом сам был далеко не безупречен – он любил женское внимание и шумные застолья. К жене он относился, как к своей собственности, совершенно не интересуясь ее желаниями и чувствами. Позже один из друзей семьи рассказывал, что он даже шантажировал актрису, угрожая ей загубленной карьерой в театре, если она не согласится оставаться вместе с ним.
Долгое время Вия надеялась на то, что сможет вести себя так, чтобы супруг был ею доволен, но его отношение к ней не изменилось и после рождения сына Каспара. Наоборот, Артур еще больше отдалился от нее и жил своими интересами. На публике актриса улыбалась, выглядела счастливой и, как всегда, держала спину прямо, и никто не догадывался о том, что она остается в семье только ради сына.
Они прожили вместе 27 лет, и только после того, как Димитерс ушел из жизни, Вия призналась: «Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да… Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было».
Королева в изгнании
В 1970-х – 1980-х гг. Вия Артмане была одной из самых известных латвийских актрис в СССР и одной из самых востребованных в профессии. Она сыграла десятки главных ролей и ролей первого плана, а самой известной стала ее блистательная Джулия Ламберт из фильма «Театр». Эта картина стала ее бенефисом, ведь ее сняли специально к 50-летию артистки. Благодаря Артмане зажглась звезда Ивара Калныньша, ведь именно она настояла на его кандидатуре при выборе актеров на главную роль.
А в 1990-х гг. в жизни Артмане началась черная полоса. После распада СССР актриса подверглась настоящим гонениям. В свое время она занималась общественной работой, возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, входила в Советский комитет защиты мира, была кандидатом в ЦК Компартии Латвии, и на родине ее объявили предательницей, обласканной советской властью.
По закону о реституции, согласно которому жилье возвращали тем, кому оно принадлежало до 1940 г., квартиру Артмане в центре Риги решили отдать наследнику ее владельцев. Поначалу Вия отказалась переезжать, и тогда ей зимой отключили отопление и горячую воду.
Новое жилье ей выделили не сразу, к тому же оно нуждалось в капитальном ремонте – это была квартира после пожара. Актриса была вынуждена переехать на дачу в 40 км от Риги. Это был летний домик без удобств, в котором не был ни отопления, ни водопровода. За последние несколько лет Вия перенесла 2 инсульта и инфаркт, у нее появились провалы в памяти, она начала заговариваться. Единственным медицинским учреждением, в котором ей смогли обеспечить круглосуточный уход, стала психоневрологическая лечебница.
Несмотря на все унижения и материальные трудности, которые ей пришлось пережить в последние годы, царственная Вия Артмане все так же держала спину прямо и заявляла: «Я не хотела, чтоб от меня осталось грустное впечатление, что я актриса, которую нужно жалеть. Терпеть этого не могу! Перед зрителем актер должен быть всегда на высоте». И «балтийская богиня» так и осталась на той высоте, с которой ее никому не удалось свергнуть, ведь чувство собственного достоинства и самоуважение – это то, чего отнять нельзя.