Что заставило Владимира Меньшова снять фильм «Любовь и голуби»

В 1979-ом году состоялась оглушительная премьера фильма «Москва слезам не верит». Владимир Меньшов, поставивший фильм, прекрасно понимал, что его следующая картина должна быть как минимум не хуже.

Он просто не мог снизить планку и снять «проходное» кино, ведь в таком случае у недоброжелателей появится повод говорить, что «Оскар» за ленту «Москва слезам не верит» — был лишь случайностью.

Надо признать, что злопыхателей было предостаточно. Если подавляющее число зрителей полюбило фильм, то вот люди, непосредственно связанные с кинематографом, воспринимали его в штыки.

— «У большинства советских актеров и режиссеров была неоднозначная реакция на «Оскар». Очень мало коллег действительно радовались за меня. Большинство ждали, когда я допущу ошибку. А вот зрители буквально валом шли на фильм», — вспоминает Меньшов.

Владимир Валентинович придумал сюжет нового фильма после просмотра спектакля под названием «Любовь и голуби». Его поставили в «Современнике» по одноименной пьесе актера Омского театра драмы Владимира Гуркина.

— «То, что я оказался в «Современнике» на премьере комедийного спектакля — это чистая случайность, и одновременно закономерность», — рассказывал Меньшов. — «Постановка была абсолютно не в духе «Современника», но именно она позволила мне прозреть и прийти к выводу, что я методологически неправильно выбираю материал».

— «В постановке поднимается тема, которая заставляет плакать и смеяться. После ее окончания не хочется сразу выходить из зала — возникает желание посидеть и поразмыслить над увиденным.

Спектакль меня тронул и я решил, что буду снимать именно «Любовь и голуби».

Буквально через несколько дней Меньшов приехал в Омск к Владимиру Гуркину. Надо сказать, что Владимир Павлович был ошеломлен от приезда Меньшова, ведь считал того столичной звездой, получившей наивысшую американскую кинонаграду.

Гуркин быстро согласился превратить свою театральную пьесу в сценарий к фильму. Единственная трудность заключалась в том, что у него отсутствовал опыт в написании сценариев.

Меньшов начал собственноручно корректировать текст и пришел к выводу, что избавится от «театрального налета» не получится.

Пьеса «Любовь и голуби» имела иную манеру подачи и была труднопереносимой на экран. Владимир Валентинович даже хотел снимать фильм в стиле Василия Шукшина, но затем передумал. Он решил превратить недостатки, связанные с театральной подачей, в достоинства.

В качестве пример можно привести хотя бы декорации. Еще в Омске Меньшов заприметил дворики, которые были вымощены досками для меньшей грязи.

В итоге он перенес идею на экран и сделал двор Кузякиных в похожем стиле, который, к тому же, отдаленно напоминал театральные подмостки.

В фильме можно заметить еще много классических театральных ходов. Например, приглашение на роли пожилой пары относительно молодых артистов.

Или монтажные находки, как падение из избы прямо в море без склеек.

Благодаря всем этим деталям Меньшову удалось перенести театральный сценарий на экраны, и снять картину, по качеству не уступающую фильму «Москва слезам не верит».

Оцените статью
Что заставило Владимира Меньшова снять фильм «Любовь и голуби»
Фильтры или пластика: секрет молодости Элизабет Херли