— Знаешь, Маргошенька,- нежно глядя на Риту, вымолвил Самсон, — Когда я вижу твои ножки, твою черную юбочку с аккуратно заштопанными дырочками, то мое сердце сжимается. Во мне все переворачивается. Я не могу без тебя жить. Мы должны быть вместе.
То, что Маргарита Володина разрушила брак режиссера Самсона Самсонова, в те времена считалось неслыханно аморальным поступком. Но разве могла она поступить иначе…
Тяжелое детство
Маргарита Володина родилась 26 января 1933 года в Ленинграде. Ее мама, Леокадия Николаевна, была полькой. Но в Первую мировую волею судеб оказалась в ленинградском детском доме. Своего отца девочка помнила плохо. Он ушел из семьи, когда та была еще совсем малышкой.
Леокадия Николаевна поднимала дочь одна. Женщина трудилась на двух работах, поэтому зачастую Маргоша была предоставлена сама себе. Пока в их доме не появилась няня Шура. Эта простая деревенская женщина, по словам Володиной, по сути, стала ей второй матерью и сыграла большую роль в ее дальнейшей жизни.
Риточке не было и шести, когда мама привела ее в школу. А на летние каникулы любимая няня Шура отвозила свою подопечную в Псковскую область, где проживали ее родные. Девочка проживала там самые яркие моменты, пока не началась война, а в их деревню не пришли немцы.
Маргарита была вынуждена адаптироваться к новым условиям: жить без мамы, оставшейся в блокадном городе; узнать, что значит быть «лишним ртом» в бедной семье; научиться не бояться труда и тяжестей.
В родной Лениград она вернулась только через четыре года.
— Ритка,- плакала чудом выжившая в блокаде Леокадия Николаевна. — Какая же ты взрослая стала. А худющая…
Но Риту мучал совсем другой вопрос. Она безумно хотела продолжить учиться, ведь в оккупации делать этого не могла. Вот только в какой класс ее примут? До войны она успела окончить только три…
— Ничего, моя хорошая,- успокаивала мать 12-летнюю Риту. — Скажешь, что тебе всего восемь.
И девочке приходилось врать. Но как же она тогда страдала! Риточке казалось, что она глупее остальных ребятишек, из-за этого постоянно путалась и все забывала.
Новая метрика
На счастье, кто-то из знакомых помог Леокадии Николаевне сделать новую метрику о рождении дочери, в которой был указан 1938 год рождения. А затем перевела ее в другую школу. Правда, Рите понадобилось несколько лет, чтобы, наконец, восстановить все знания и стать ровней своим одноклассникам.
Одновременно с этим Володина начала заниматься в драматическом кружке Дома кино и кружке художественного слова Ленинградского дворца пионеров. Именно тогда в ней начало зарождаться волнение при запахе кулис и бархата на стульях, при выражении светившихся лиц зрителей.
Тем не менее, девушка до последнего думала поступать в медицинский институт, так хотела ее мама. Но тут в их дом постучалась новая беда: Леокадию Николаевну арестовали по надуманному обвинению в использовании служебного положения, присудив три года лишения свободы.
Маргарите надо было учиться жить одной. Свою квартиру она обменяла на другую, все равно находиться там не могла. Пришлось вновь оставить и школу. Вместо десятого класса девушка пошла работать операционисткой в ломбард, а по вечерам училась в школе рабочей молодежи.
И новая жизнь…
Мать вернулась домой после смерти Сталина. К тому времени Маргарита уже получила долгожданный аттестат и готовилась поступать в Ленинградский театральный институт. Но в приемной комиссии абитуриентку Володину огорошили.
— Танцуешь неплохо, поешь хуже, а читаешь вообще безобразно…,- заявил ей один из педагогов.
Правда, до второго тура допустили. Удачно был ею пройден и третий. Сам Борис Зон принимал экзамены. И ему очень понравилась импровизация Володиной. Рита стала студенткой ЛТИ. Но с тех пор, как случайно увидела на улице объявление о наборе в Школу-студию МХАТа, стала мечтать о Москве.
Немедленно рвануть в столицу мешала только мама, не хотевшая оставаться совсем одна.
— Как же я без тебя?- заглядывая дочери в глаза, вопрошала Леокадия Николаевна. — Неужели Москва лучше нашего Ленинграда?
— Это моя мечта, мамочка,- не унималась Рита. — Я поеду туда, хочешь ты этого или нет.
Конкурс на актерский факультет в Школу-студию МХАТ был огромен — 265 человек на место. Из неимоверного количества желающих, стянувшихся к стенам ВУЗа со всей страны, должны были выбрать самых-самых 10 девочек и 11 мальчиков. К огромному удивлению Риты, ее имя в том списке оказалось!
Первая любовь
После окончания третьего курса Маргариту утвердили на роль медсестры Кати в фильме Самсона Самсонова «Огненные вёрсты». Правда, одновременно с этим лишили повышенной стипендии имени Хмелева — сниматься в кино студентам- мхатовцам тогда было запрещено.
Уже позже Володина не раз признавалась, что очень пожалела о том, что приняла тогда предложение о съемках. Актриса была уверена: не будь их, ее творческая и личная жизнь сложилась бы намного счастливей. А тогда она просто искрилась счастьем, ведь на Кубани, где снималась картина, она встретила свою первую любовь.
Самсон Самсонов — зрелый, состоявшийся мужчина, талантливый режиссер, выпустивший к тому времени «Попрыгунью» и «За витриной универмага». Был женат и воспитывал маленькую дочь. Он сразу же обратил внимание на начинающую актрису. Она ответила ему взаимностью. Но становиться его любовницей не желала.
Вернувшись в Москву, Самсонов тут же объявил жене о разводе, после чего у него начались неприятности. Его вызывали, упрекали, вставляли палки в колеса. Жена запретила даже приближаться к дочери.
Покатилась по ухабам и жизнь Маргариты. На всех углах судачили, что она разбила семью, влюбившись в женатого режиссера, который на 12 лет старше… Ее лишили двух спектаклей на сцене МХАТа, а после и вовсе закрыли возможность поступления в его труппу.
— Отправьте эту Володину куда подальше из Москвы,- донесли до Риты слова какого-то чиновника из Минкульта. — Тем более, у нее ведь нет московской прописки?
Неизвестно, как сложилась бы карьера артистки, если бы совершенно неожиданно ей не поступил звонок из театра Советской Армии с предложением места в труппе. А самое главное — тепло и доброжелательно приняли в коллективе.
Стала налаживаться и личная жизнь. Рита вышла замуж за Самсонова. Совсем скоро молодые смогли перебраться в свою собственную кооперативную квартиру в актерском доме.
Муза знаменитого режиссера
За это время Самсонову удалось утвердить сценарий фильма «Ровесник века», где Володиной досталась роль жены главного героя. Одновременно с этим актриса снималась у другого режиссера — Леонида Лукова в фильме «Две жизни».
Но настоящая слава настигла ее шесть лет спустя. Экранизация пьесы Всеволода Вишневского на Каннском фестивале в 1963 году получила специальный приз жюри, который ни до, ни после «Оптимистической трагедии» не вручали никому: «За наилучшее воплощение революционной эпопеи на экране».
Володина снялась за свою кинокарьеру в 20 фильмах, среди которых «Три сестры», «Черный бизнес», «Ярость», «Арена», «Последняя жертва», «Белая мазурка», «Поздняя встреча». Зачастую она играла в кино женщин не слишком счастливых. В единственной картине, где ее героиня обрела личное счастье, — «Каждый вечер в одиннадцать». Но сразу после съемок актриса ушла от мужа.
Несчастливый брак
Их брак нельзя было назвать счастливым, несмотря на то, что Маргарита снялась во многих картинах мужа и ее называли музой мэтра. Бывало, Самсон оскорблял, унижал жену. Она не очень верила в его преданность, а он не очень ее в этом разубеждал. Не изменилось его отношение к ней и после рождения дочери Маши.
— Если я упрекала Самсонова, вернувшегося поздно, он впадал в бешенство… Он был страшен. Свой гнев срывал и на ребенке,- признавалась артистка позже.
На 13 году семейной жизни Маргарита решилась поставить точку, устав выслушивать ежедневные нотации мужа о его превосходстве и ее ничтожестве. Правда, идти ей было некуда, тем более с ребенком. Поэтому Машеньку она оставила мужу. А сама на время остановилась у подруги.
Скитаться по углам ей пришлось еще долго. В Театре киноактера, где к тому времени работала актриса, своего жилья не было. Кто-то из знакомых посоветовал ей обратиться к Маресьеву. О доброте и отзывчивости героя слагались целые легенды.
— Он и только он спас меня и дочь. Решил нашу проблему,- говорила позже Маргарита.
Всего через несколько дней Володиной вручили ключи от трехкомнатной квартиры, куда она, наконец, смогла перевезти Машу и свою маму. Казалось, жизнь начала налаживаться.
Месть
Вот только после развода Самсонов стал всячески препятствовать дальнейшей кинокарьере жены. Она почти не снималась. В театре тоже не заладилось. Спасали только поездки от Росконцерта, которые давали неплохие сборы.
Её жизнь становилась день ото дня всё сложнее. Против Володиной развернулась настоящая травля. Коллеги не уставали писать жалобы.
— Скитаясь, как бездомный в непогоду, стуча в каждую дверь, я искала убежища и не находила. Вообразите, как было горько и обидно. За что? Меня выталкивали отовсюду, стараясь не смотреть мне в глаза. Ни один театр меня не взял,- жаловалась Маргарита позже.
Пытаясь спастись от одиночества и нападок, она решилась на второе замужество, ещё не зная о том, что оно обернётся для неё настоящим кошмаром.
Муж оказался аферистом
С Олегом Рита познакомилась в такси. Молодой человек был галантен и обходителен, относился к ней, как к нежному цветку. За годы развода она так устала одна преодолевать все бытовые трудности, что полностью ему доверилась. Совсем скоро он стал ее официальным мужем.
В то время актриса не имела никакого представления о том, чем занимается её избранник. Да ей и не нужно было от него ничего, кроме преданности и любви. А он за ее спиной творил поистине темные делишки, прикрываясь именем известной жены.
Прожив пять лет с аферистом, Маргарита была вынуждена признать свою ошибку, а вместе с этим ужаснуться его испорченности и непорядочности.
— Да, мусенька,- хохотал он ей в лицо. — Я врал тебе. Врал часто и много. Я врал, что институт закончил, но ведь ты простила меня? И потом, только благодаря тебе мне удавалось крутить свои дела, не привлекая внимание правоохранителей.
Володина подала на развод. Но Олегом уже было «состряпано» столько темных дел, что актрисе еще долго пришлось их разгребать. Когда же мужчину арестовали, ей стали названивать какие-то люди с угрозами и требованиями вернуть драгоценности, о которых она вообще ничего не знала.
Короткое счастье
Каждое утро для артистки начиналось с проверки окон и дверей, чтобы удостовериться, что никто не проник в ее квартиру. Мало того, стоило ей выйти из подъезда, как рядом с ней появлялся неизвестный мужчина, который всюду ее сопровождал. Она старалась реже покидать квартиру, избегать привычных маршрутов. Но с каждым днем страх и неопределенность нарастали, преследуя ее, как тень.
Закончилось все неожиданно. В один прекрасный момент Маргарита осознала, что за ней больше не следят. Дышать стало легко и свободно. Но именно в этот момент организм дал сбой, и она угодила в больницу. Диагноз приговором не являлся. Если бы только во время операции врачи не занесли ей инфекцию.
Исправлять хирургическую ошибку доверили доктору Михаилу Крутикову. Он буквально спас актрису, а после стал за ней ухаживать. Воспитанный, образованный сын заместителя генсека Союза писателей Николая Крутикова был еще очень нежным и чувственным.
Несмотря на 40-летний возраст, Михаил никогда еще не был женат, но в Риту влюбился по-настоящему и вскоре сделал ей предложение. Да она и сама испытывала пылкие чувства к своему спасителю. И, конечно, согласилась.
— Ты мое счастье, подаренное за все мучения, — не уставала повторять Рита доктору.
К сожалению, это счастье не продлилось и двух лет. У Михаила в прошлом было два пережитых инфаркта. Третий его сердце не выдержало.
Нищета и безысходность
Казалось, бедам и несчастьям актрисы не будет конца и края. Ни работы, ни надежного плеча рядом… Дочь Маша, связавшись со взрослым женатым мужчиной, родила вне брака дочь Анечку. Филармонию и Росконцерт, приносившие заработок, закрыли. Выживать приходилось буквально на нищенскую пенсию Леокадии Николаевны.
В 1993-м году Виктор Мережко пригласил Володину в свою телепрограмму и спросил, куда она исчезла. Хотя она продолжала жить в актерском доме на Старом Арбате и с трудом сводила концы с концами. Дочь Мария, художница, уже жила во Франции. Там она вышла замуж, родила еще одну дочь, но помогать матери то ли не имела возможности, то ли просто не хотела.
При этом на руках Маргариты Владимировны оставалась больная мама и внучка. Рассказывали, что когда ей едва хватало на еду, она находила возможность обучать девочку музыке.
Не брезговала актриса обращаться и в московские центры помощи. На тот момент они были чуть ли не единственным спасением, ведь сердобольные благотворители помогали ей одеждой для внучки.
Бегство
В 1994 году, поняв, что в России ее ничего хорошего уже не ждет, актриса засобиралась во Францию. О том, что она приняла решение навсегда покинуть страну, никому не говорила. Выезжала по гостевой визе, якобы проведать дочь. Даже престарелую мать оставила в Москве.
Но и в Париже жизнь оказалась не сахар. Поначалу это было нелегальное положение и огромные бытовые трудности. Но со временем жизнь в чужой стала налаживаться. Мадам Маргарите назначили кое-какое социальное пособие и помощь в виде одежды и еды. Появились друзья, такие же эмигранты, как и она.
Ее дочь Мария по стопам знаменитой матери не пошла, но тоже стала творческим человеком — весьма успешной художницей.