Сценарий Игорь Таланкин создал сам.
Для него это был уже не первый опыт — ещё в 1966 году он выступил в качестве сценариста,
когда задумал снимать «Дневные звёзды», фильм по книге Ольги Берггольц, посвящённый блокаде Ленинграда. С того времени Таланкин всякий раз принимал участие в написании сценариев.
В основе нового был рассказ Астафьева «Звездопад», который и дал название ленте, но Игорь Таланкин позаимствовал некоторые сюжетные линии и из других рассказов писателя.
С самого начала режссёр знал, что это будет фильм-воспоминание, фильм о непростых тыловых буднях, наполненнный ретроспекциями в прошлое.
Главный герой Миша — девятнадцатилетний солдат, проходящий лечение после ранения. В госпитале он встречает юную медсестру Лиду и
узнаёт в ней свою маленькую подружку из красноярского села, где провёл детство. Правда, выросла Лида вовсе не в Красноярске, а в Краснодаре,
но со временем ей тоже начинает казаться, что она знает Мишу давным-давно. Первое чувство, возникающее между Мишей и Лидой, робко и невинно, но его безжалостно рушат обстоятельства.
В главных ролях Игорь Таланкин видел молодых актёров, обладающих непосредственностью, искренностью, полудетской чистотой.
После проб были утверждены Дарья Михайлова, которая была уже опытной актрисой, хоть ещё и была школьницей, и дебютант Пётр Фёдоров, только что окончивший училище имени Щукина.
Выбор главных исполнителей стал безусловной удачей: и Дарья, и Пётр была очень органичны и естественны, отчего лента стала по-настоящему жизненной.
В роли матери Лиды появилась любимая актриса режиссёра Алла Демидова. Именно
Игорь Таланкин открыл Демидову для кинематографа, сняв её в «Дневных звёздах», и позже Алла Демидова снималась во всех его работах.
Здесь ей достался образ любящей матери, которая хочет оградить дочь от разочарований и горя, но способ выбирает спорный.
Любопытно, что спустя три года Игорь Таланкин снова пригласит Аллу Демидову и Дарью Михйлову сыграть мать и дочь в мелодраме «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984).
В других ролях в картине снялись Вера Глаголева, Ольга Анохина, Николай Скоробогатов, Александр Лебедев, Сергей Деснцкий. Всем им достались эпизоды небольшие, но выразительные, подчёркивающие атмосферу.
В бессловесной роли мелькнула Валентина Титова, супруга оператора картины Георгий Рерберга. С Рербергом Таланкин уже работал и относился к нему с огромным уважением.
Равно как и к другому давнему соратнику — композитору Альфреду Шнитке, написавшему музыку к «Звездопаду».
Снимали ленту в Керчи, где ещё сохранились руины завода, разгромленного в войну. Эти развалины стали основной съёмочной площадкой и изображали поочерёдно и госпиталь, и железнодорожную станцию, и даже баню.
Игорь Таланкин позже говорил, что сама обстановка, стены, помнившие бомбёжки, выбитые окна, груды камней настраивали группу на определённый лад.
В прокат картина вышла в начале 1982 года. К сожалению, она получил меньше внимания, чем заслуживала, пройдя почти незамеченной. Да и сейчас другие фильмы Игоря Таланкина её затмевают. Зато
«Звездопад» представлял СССР на Венецианском кинофестивале в 1981 году,
где был отмечен нетривиальный операторский взгляд Георгий Рерберга (тоже, кстати, напрасно наградами обделённого).
А вы поддерживаете мать Лиды? Её стараниями совершено добро или зло?