«Дело было в Пенькове» — почему мне не нравится Тоня

«Дело было в Пенькове» (1957) — одна из лучших мелодрам советского кино. А какие женщины там показаны! Сложные, интересные. Как-то принято считать городскую интеллигентку Тоню – наивно-положительной героиней, тогда как её соперницу – Ларису – этакой своевольной и не особо умной деревенской ревнивицей. Да. Лариса – тяжёлая в общении. На многое способная – даже на убийство. Но в последний момент рука дрогнула.

Не думаю, что лишь из человечьей жалости – просто ей впаяли бы серьёзный срок, ибо как гласит статья 136 тогдашнего Уголовного Кодекса «…умышленное убийство, совершенное ревности и других низменных побуждений, влечет за собой лишение свободы со строгой изоляцией на срок до десяти лет» (напомню, что тогда ещё действовал УК 1926 года, а следующий был принят в 1960 году).

Кроме того, отравление было задумано «группой лиц по предварительному сговору» — группа это два и более, а там оказалась задействована тётка Алевтина – злой гений деревни Пеньково и бывшая кулачка, то есть классовый враг. Так что «по десятке на душу населения», — как сказал Глеб Жеглов, правда, по иному поводу. Но есть нюанс!

Беременность Ларисы и совершение преступления в первый раз – это смягчающие обстоятельства. Однако всё равно меньше пяти лет не получила бы (и Алевтина — туда же). Я не думаю, что Лариса слыла знатоком юриспруденции, но в общих чертах ей наверняка было известно, что за убийство крепко сажают, и не на 15 суток. Удалось бы сокрыть? Ой, вряд ли. Все знали, что бабка делает отвары из трав и привороты.

Однако и Тоня – это не ангелок с крылышками, а довольно-таки скользкая барышня, которая отлично видела, что Матвей неравнодушен к её персоне и лишь распаляла примитивного парня. Тоня испытывала к нему двоякое чувство: 1) презрение, как к существу низшего сорта; 2) влечение, как к красивому и заводному мужчине. Смотрела свысока, но от объятий уклонялась слабо. Ах нет! / А почему бы нет?

Говорила плакатными формами, «высоким штилем» и витиевато. Особенно о том, что «придёт время и всё-всё будут делать машины» и надо учиться (как она), дабы на них работать. Вестница новой эры, да ещё и фигуристая, в ладно пошитом костюмчике. Нездешняя умница с наружностью итальянки (точнее – француженки, ибо Майя Менглет по отцу имеет французские корни).

«Матвеев, конечно, очень способный человек, но ему не хватает элементарного кругозора», — произносит Тоня при всех. Она, хотя и образованная, но чудовищно бестактная. Он ей нужен? Ну вот пошла бы она за него замуж, если бы Матвей отказался от Ларисы или Лариса – от него? Или отец окончательно запретил бы Ларисе общаться с наглым Морозовым? Конечно, не пошла бы!

Она слишком хорошего мнения о себе и о своём городском образовании. Зачем ей муж, произносящий банальности, вроде: «Как увижу тебя с трактора – так мотор глохнет»? Он сразу потеряет для неё всю заманчивость. Девушке нравится быть объектом внимания со стороны привлекательного и – чужого мужчины. Брутального пейзанина с лицом князя!

Лариса – первая красавица на деревне. Ухаживания со стороны её законного мужа – круто. Щекочет нервы. А вот он – готов бросить жену и прямо говорит об этом — в сцене под дождём. Финита ля комедия — Морозов возвращается с зоны – ему за издевательство над Алевтиной дали немного. И что мы видим? Пришёл к жене, но где гарантия, что «дело в Пенькове» не выйдет на новый виток?

Источник

 

Оцените статью
«Дело было в Пенькове» — почему мне не нравится Тоня
«Брюс уже не узнает близких»: жена Уиллиса прокомментировала состояния актера