«Девушка без адреса». Почему мне жаль, что Паша нашел Катю

Лирическая комедия Эльдара Рязанова 1957 года «Девушка без адреса» повествует о том, как симпатичный парень Паша встретил не менее симпатичную девушку Катю, влюбился в нее и тут же потерял из виду. И весь фильм искал ее. А в финале — нашел. К своему счастью. А может, к несчастью?

Вы не задумывались о том, что для Паши было бы гораздо лучше, если бы он эту саму Катю так никогда и не нашел?

С чего начинается картина? С того, что Катя на перроне устраивает разборки с начальником станции (а может, с дежурным — не суть). Выговаривает ему, что «не могут построить нормальные платформы», и заставляет нести вещи какой-то старушки. Все это она делает так запросто и с таким напором, словно это именно она — начальник станции, а все вокруг — ее подчиненные.

Да, старушкам надо помогать, и платформы надо строить удобные, но разве начальник станции — это носильщик или строитель? Не говоря уже о том, что пока он разносит вещи пассажиров — его прямые обязанности никто не выполняет.

Нам уже с первых секунд фильма дают понять, что героиня эта — персона склочная, скандальная и склонная к выяснению отношений. Любит всех поучать и во все вмешиваться. И уж, конечно, знает все обо всем лучше других.

Затем Катя садится в поезд и попадает в свое купе. Где и встречает Пашу в числе других пассажиров.

На Пашу она тоже сходу наезжает, отчитывает и ведет себя сварливо. Упрекает пассажиров (один из которых ей в дедушки годится) за грязь в купе. Хотя, опять же, делать уборку в купе — это не обязанность пассажиров. Построила двух мужчин, как школьников. А ведь они ничего плохого не сделали.

Ну, а далее мы узнаем, что эту Катю Иванову уволили с прежнего места работы в связи с неуживчивостью характера, и поэтому она едет в Москву, к деду. Наверное, это было не первое место, откуда Катю попросили. Оставалось только покинуть жилье и бежать в столицу.

Кстати, на Пашу, который нашел потерянный ею билет, девушка тоже сперва накричала и нагрубила ему. Даже не разбираясь. Первая ее реакция была — скандалить.

Потому что это — такой характер. Сразу махать шашкой, искать виноватых и всем рубить головы. Вместо того, чтобы включить голову и спокойно во всем разобраться.

К сожалению, Катя оказалась слишком миловидной и очаровательной, поэтому Паша наш не смог устоять и влюбился в нее по уши. Хотя скорее всего девушка испортит ему жизнь.

Вынужденный переезд в Москву не прибавил Кате ума. Она как собачилась со всеми, так и продолжила. Она называла это «борьба за правду», но почему же такое хорошее дело в ее исполнении всегда выглядело обычной склокой в исполнении обычной скандалистки? Разве суть борьбы за справедливость — кричать и обвинять всех, не разбираясь?

С дедом наша Катя, разумеется, тоже разругалась. Что не удивительно.

А потом сменила по своей старой привычке кучу мест работы — и нигде не смогла прижиться. Порой ее работодатели и впрямь вызывали отвращение, но Катины методы «борьбы» с ними — вызывали как минимум недоумение.

Она так привыкла всех поучать, что не замечала, насколько это выглядит неуместно. Да, она искренне хотела помочь людям, улучшить жизнь, разоблачить негодяев, но делала это настолько плохо, что лишь вредила. В том числе и себе.

Только представьте — человек нигде не может работать, везде ему плохо, везде не нравится. Везде плохие люди. Один он стоит такой весь в белом пальто. Но ведь так не бывает. Если у человека все вокруг плохи — может, проблема не в окружающих людях, а в самом человеке?

Теперь вообразите себе: вот Паша и Катя женятся. Они молоды и влюблены, казалось бы, что еще для счастья надо?

Но оказывается, надо. Как минимум, покоя. А с Катей Паша покоя знать не будет.

Она переругается со всеми соседями. Кто-то не выключил свет, кто-то бросил фантик, кто-то не вовремя затеял ремонт. Всех этих людей Катерина выведет на чистую воду, пропесочит и устроит выволочку прямо на глазах у остальных соседей.

Паша будет вынужден или делать вид, что ничего не происходит (что вряд ли, он в стороне точно не останется, а пойдет заступаться за жену), или помимо своего желания окажется вовлечен в скандалы и постоянные распри. Их семью будет ненавидеть весь двор.

Дома Катя будет непременно пилить супруга за все. Не туда положил носки. Не так наливает чай. Не успел купить хлеба. И вообще, в странах третьего мира голодают дети, а Паше хоть бы что!

С работой у Катеньки тоже вряд ли срастется.. Замашки у нашей красавицы — начальственные. Отчитывать, ругать, возмущаться, рубить правду-матку… Но, поскольку образования нет никакого вообще, начальницей ей не быть. А с ролями подчиненных она не справляется — это мы уже видели по ходу фильма.

Она могла бы, между прочим, стать неплохой актрисой, учитывая подвижность психики, взрывной темперамент, наличие кое-какого голоса и приятную внешность. Но ведь и «в артистки» она уже не пойдет. Потому что — явно не от великого ума — послушалась мнения опереточного гардеробщика и сочла себя бездарной. А был бы ум — она бы не спрашивала о своих способностях кого попало, а пошла сдавать экзамены в соответствующее учебное заведение, и там бы проверила, есть ли талант.

Но экзамены сдавать, а потом еще учиться столько лет — это же скучно, опять же, там нельзя права качать и всех учить жизни. Проще же вот так, без образования. Авось где-нибудь да и задержится. До первого скандала.

Да и вообще, вы не замечали, что человек, который что-то умеет делать — он просто делает свое дело, ему не до склок. А тот, кто ничего не умеет — тот как раз всех отчитывает за плохую работу и поучает. Благо, времени-то у него вагон.

Мой начальник очень любит повторять: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». И это правда. Ошибок не совершают только бездельники. И они же первые найдут «блох» в любой работе любого другого человека.

И хотя Катя наша вроде не бездельница, у нее хватает времени, чтобы устраивать борьбу с чужими недостатками. Вместо того, чтобы потратить это время на получение образования и поиск работы, которая ее устроит.

Так что нашему Паше предстоит всю жизнь терпеть Катины «бои за правду». Надолго ли хватит его любви и доброго характера?

Поэтому мне искренне жаль и Пашу, и будущих детей этого семейства. Склочница-мать — горе в семье.

Всем спасибо :)

Для особо серьезных — улыбнитесь, это всего лишь статья с долей иронии. А не попытка обидеть симпатичную, славную девушку Катю. У которой, конечно же, очень много других достоинств, а не только неуживчивый характер.

Источник

Оцените статью
«Девушка без адреса». Почему мне жаль, что Паша нашел Катю
5 актеров, которые менялись до неузнаваемости ради ролей