Когда после смерти художника шла опись его имущества, то эта картина была упомянута как «трони в турецком стиле». Трони – не просто портрет какого-то конкретного человека.
Это, скорее, изображение некоей анонимной модели, и, что важно, или с необычным выражением лица, или в необычном наряде. Жанр был как раз очень популярен в Голландии XVII века.
Да, жакет нашей героини как раз из тех, что действительно могла носить жительница Дельфта. Но вот накрученный из шарфов тюрбан – экзотическая деталь, которая в местных женских гардеробах не водилась.
Зато, как правило, у самих художников были запасы, или, даже можно сказать, коллекции тканей как раз для таких случаев, для создания декоративных драпировок.
И, конечно, привлекает внимание огромная серьга, которую традиционно именуют жемчужной. Хотя своё нынешнее название картина обрела не так давно, в 1995, а до этого была «девушкой в тюрбане» или «портретом девушки».
Для настоящей жемчужины, конечно, она слишком велика – а время культивации жемчуга ещё не пришло. Да и культивированная жемчужина такого размера даже сейчас – редкость, и весила бы столько, что непременно бы оттянула ухо.
Ушко же на портрете, кажется, совсем не чувствует веса серьги. Иногда пишут, мол, серьга будто парит в воздухе – но нет, если всмотреться очень-очень внимательно, то видно тончайшее металлическое колечко, продетое в мочку.
А вот подвески, с помощью которой бусина крепится к нему, действительно почти не видно – но на это место падает тень… Вермеер был блестящим мастером светотени!
Есть разные версии по поводу серьги. Например, голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике полагает, что серьга сделана из серебра или полированного олова.
Кроме того, возможно, она из фарфора, из него делали бусины для украшений. Или же, возможно, это стеклянная имитация жемчуга – именно стекло было очень популярным материалом для создания искусственного жемчуга.
Ну и, наконец, возможно, это фантазия, вымысел художника – куратор Маурицхёйса, Ариана ван Шухтелен, считает именно так и говорит: «Я уверена, что Вермеер намеревался передать в красках иллюзию жемчужины».
Возможно. Но на других картинах кисти Вермеера мы тоже видим нечто подобное. На портрете девушки, весьма похожем на нашу Девушку с жемчужной серёжкой. Да, это тоже трони.
Но ведь есть и другие картины, на которых изображены некие явно обеспеченные дамы с огромными как бы жемчужными серьгами, то больше, то меньше походящими на ту самую серьгу.
Да, возможно, такие серьги были реквизитом художника, но, возможно, что-то принадлежало и моделям?
Словом, серьги нашей героини, конечно, загадочны, как и она сама… Но в том-то и прелесть!