Добротный советский детектив, снятый за копейки, где дебютировала экс-жена Петросяна

Этот фильм мечтал снять и даже написал сценарий Владимир Басов. Но реализовать задумку не успел. Спустя три года после ухода актёра за экранизацию взялся хороший знакомый Басова режиссёр Самсон Самсонов, отдавший дань уважения советской кинозвезде в начальных кадрах — в первые секунды появляется титр с посвящением ленты Владимиру Басову. Ну а история, рассказанная на экране, была типичным детективом, ведь в её основе — пьеса гениальной Агаты Кристи. Да и приём использован типичный для королевы детективов:

в одном уединённом месте собрались люди, каждого из которых с лёгкость можно заподозрить в преступлении.

Картину «Мышеловка» (1990) Самсону Самсонову пришлось снимать в очень непростых условиях: страна рушилась на глазах, уровень кино сильно упал, в моде были или чернушные ленты, или незамысловатые комедии фривольного содержания.

Классический английский детектив мало кого интересовал в те годы, поэтому денег на съёмки было в обрез.

К счастью, Агата Кристи частенько помещала персонажей в закрытые пространства, так что режиссёру не понадобились масштабные декорации и работа на натуре, группа обошлась небольшим павильоном на «Мосфильме».

На главные роли Самсонов пригласил и опытных актёров, и начинающих. В числе первых были Елена Попова, сыгравшая в знаменитой военной драме «Батальоны просят огня» (1985), Елена Степанова, Борис Химичев и Владимир Сошальский.

В числе вторых — эстрадная артистка Елена Степаненко, прежде в кино не появлявшаяся, недавний выпускник Школы-студии МХАТ Никита Высоцкий, Евгений Парамонов и Антон Курепов, тоже зрителям не известные.

Самсона Самсонова нельзя назвать мастером детектива, хотя в 1974 году он и снял «Чисто английское убийство». Режиссёр больше тяготел к рассматриванию отношений между людьми, и здесь это умение ему пригодилось: истории Агаты Кристи почти всегда завязаны на психологии.

Самсонову, к слову, было уже почти 70, но он работал по-прежнему вдумчиво и ответственно и прорабатывал с актёрами сцены тщательно. Это было тем более важно, что действие происходило в пространстве камерном, где герои были как на ладони. Увы,

не избежал режиссёр искушения вставить в ленту нескромный эпизод, показав героиню Елены Степановой в душе.

Понятно, что это было веяние времени, но сцена эта явно ни к чему и на сюжет никак не влияет.

Кадр из фильма. Елена Степанова в роли холодной немногословной и очень подозрительно красавицы

В целом же «Мышеловка» получилась атмосферной, действительно английской по ощущениям, неспешной, но с нарастающим напряжением, когда с развитием событий каждый начинает подозревать в недобрых намерениях всех остальных.

Отдельно стоит поблагодарить декораторов, которые в условиях разрухи смогли создать «английский пансион», где вся обстановка намекает на спокойствие и благодушный отдых, но при этом будто бы заковывает персонажей, запирает их внутри комнат.

Для режиссёра Самсона Самсонова «Мышеловка» стала одной из последних работ в кино и, к сожалению, по достоинству оценена она не была. Зато сейчас этот фильм смотрится неплохо и даже нельзя предположить, что снимался он в годы безденежья и политических передряг.

Ну и ещё, конечно, это шанс узнать, как выглядели нынешние знаменитости Елена Степаненко и Никита Высоцкий в молодости и пофантазировать, как могли бы сложиться их карьеры, выбери они кино.

А как вы думаете, какой бы получилась «Мышеловка» у Владимира Басова? Более пугающей, более интригующей, более приключенческой?

Оцените статью
Добротный советский детектив, снятый за копейки, где дебютировала экс-жена Петросяна
Большой ребёнок Юрий Богатырев: бытовая беспомощность и мечта сыграть Обломова