Драпеко чуть не утонула в болоте, Остроумовой сделали «химию»: как снимали фильм «…А зори здесь тихие»

Этот фильм до сих пор остаётся одним из любимых, снятых о Великой Отечественной. Над судьбами пятерых девушек и сегодня плачут зрители.

Бессмысленная и мучительная гибель двадцатилетних зенитчиц без лишних слов убеждает: этого не должно быть, женщина создана не для выстрелов и смерти, а для жизни, радости и счастья.

Актрисы, исполнившие главные роли в фильме «…А зори здесь тихие», по-настоящему прочувствовали всё, что выпало на долю их героинь. Они даже умирали почти по-настоящему — едва избежав настоящей гибели.

О чём фильм

История эта началась ещё в 1969 году — именно тогда вышла повесть Бориса Васильева «…А зори здесь тихие». В 1971 году по этой повести был поставлен спектакль, а ещё через год режиссёр Станислав Ростоцкий взялся за экранизацию.

Для него было очень важным показать зрителям трагизм, жестокость и боль, переполняющие книгу Васильева. Показать, что женщинам не место на поле боя.

Действие повести Васильева происходит в карельских лесах. Точнее, на перешейке между двумя озёрами, заросшем дремучим лесом, посреди которого — то громадные валуны, о обрывы, то коварные болота.

В этом лесу — шестнадцать гитлеровских диверсантов, которых во что бы то ни стало нужно найти и обезвредить. Для этого у старшины Васкова есть пять девушек-зенитчиц.

Совсем юных, «не нюхавших пороху», едва прошедших начальную подготовку. Васкову приходится учить их азам боевых премудростей на ходу. И не только этому.

Девушки выполняют поставленное задание: враз обезврежен. Выполняют — ценой собственных жизней. Мучительная гибель этих девочек, каждая из которых мечтала о долгой счастливой жизни, любви и радости, заставляет плакать зрителей всякий раз.

Станислав Ростоцкий сам был фронтовиком, так что знал, о чём должен быть его фильм.

Режиссёр посвятил его фронтовой медсестре, которая когда-то вынесла его, раненного, с поля боя, и благодаря которой он остался в живых. И к подбору актёров Ростоцкий отнёсся максимально серьёзно.

Женя Комелькова — Ольга Остроумова

Ольга Остроумова, единственная из молодых актрис, уже имела опыт работы в кадре: она снялась в фильме Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника». И режиссёр сразу предложил ей любую роль на выбор в своём новом фильме.

Ольга выбрала роль Жени Комельковой. Казалось, у неё всё должно получиться. Но с первых же кадров и она сама, и все остальные члены съёмочной группы почувствовали разочарование.

Дело в том, что волосы актрисы выкрасили в ярко-рыжий цвет и завили мелкими кудряшками. Получилось эффектно, но в кадре зенитчица Комелькова смотрелась нелепо.

Начальство потребовало заменить актрису, Ольга очень расстроилась. Но Ростоцкий уговорил дать Остроумовой неделю — мол, оставьте её в покое, пусть отдохнёт и успокоится.

За эту неделю Ольга загорела, кожа немного обветрилась, кудряшки слегка распрямились, и рыжина сделалась не такой яркой. Словом, теперь на экране была именно она — смелая и весёлая Женька Комелькова.

Лиза Бричкина — Елена Драпеко

Второкурснице Елене Драпеко предстояло сыграть Лизу Бричкину, дочку лесника. Деревенскую девушку, «кровь с молоком», румяную бойкую деваху.

Елена была её полной противоположностью: столичная студентка, тонкая тростиночка, играющая на скрипке и занимающаяся балетом…

Никакой крестьянской хватки, никакой «крови с молоком». Актриса Нина Меньшикова, жена Ростоцкого, увидев первые кадры с Еленой и узнав, что её хотят отстранить от роли, уговорила этого не делать.

Тогда Елену попросили освоить «особый» крестьянский говор, вытравили ей брови и нарисовали россыпь рыжих веснушек. И неожиданно у неё всё получилось как надо.

Елена практически по-настоящему тонула в болоте, как её героиня: режиссёр просил её сидеть под водой до последнего, как можно дольше, и Елена послушно сидела, пока не начинало темнеть в глазах.

Её вытащили из болота за руки, когда она уже почти не дышала…

Галя Четвертак — Екатерина Маркова

Детдомовскую воспитанницу Галю Четвертак сыграла Екатерина Маркова — дочь писателя Георгия Маркова, убеждённого коммуниста, члена ЦК партии, первого секретаря Союза писателей.

К моменту начала съёмок она уже окончила Щукинское училище. Режиссёр Ростоцкий каждую сцену выстраивал очень тщательно, чтобы добиться абсолютной достоверности.

Вот и кадры гибели Гали должны были получиться реалистичными и вызывающими ужас: по сюжету, Галя погибает от выстрелов в спину. Актрисе к спине прикрепили доску, начинённую пиротехническим зарядом.

И она чуть не погибла на самом деле: заряд, как потом выяснилось, заложили слишком мощный, — пиротехники «перестарались». К счастью, доска было достаточно толстой, чтобы спасти Екатерину: она отделалась ожогом и содранной кожей на спине.

Соня Гурвич — Ирина Долганова

Выпускницу Саратовского театрального училища, актрису Нижегородского театра Ирину Долганову утвердили на роль тихой застенчивой Сони Гурвич сразу.

Но она чуть не упустила свой шанс прославиться — по рассеянности не оставила после кинопроб своего адреса. Только через месяц её с трудом отыскали.

Когда сняли сцену гибели Сони, остальных молодых актрис пришлось буквально откачивать: они, вернувшись на съёмочную площадку, увидели свою подругу мёртвой, бледную, с запавшими глазами, лежащую в крови.

Над «телом» кружили настоящие мухи… Невозможно было поверить, что это постановочный кадр, что на самом деле Ирина жива. После премьеры фильма «…А зори здесь тихие» Ирина Долганова получила Премию Ленинского комсомола.

Но в кино больше не снималась — до 2014 года, тогда зрители увидели её в сериале «Переводчик». Зато Ирина Долганова сыграла много ролей в Нижегородском ТЮЗе — начиная от Василисы Премудрой и заканчивая черепахой Тортиллой.

Рита Осянина — Ирина Шевчук

Ирина Шевчук в то время заканчивала учёбу во ВГИКе. Работа в фильме «…А зори здесь тихие» для неё, как и для остальных актёров, стала настоящим «курсом молодого бойца».

Всё было почти по-настоящему — и стёртые в кровь ноги, и километры по лесному бездорожью, и переправа через болото… И смерть. На всю жизнь двадцатилетняя студентка запомнила, как снимали сцену гибели её героини.

По сюжету, Рита Осянина умирает после ранения в живот. И Ирина, по её словам, настолько сильно почувствовала все предсмертные муки своей героини, что после съёмок её буквально пришлось «оживлять».

А после выхода фильма её ждали новые испытания. Ирину пытались завербовать в КГБ. К счастью, у неё хватило мудрости и осторожности, чтобы деликатно и аргументированно отказать — и избежать негативных последствий.

Старшина Васков — Андрей Мартынов

Роль немолодого, много пожившего и повидавшего старшины Васкова досталась 26-летнему актёру Андрею Мартынову. И все вокруг, и он сам сильно сомневались, что у него получится.

Молодому актёру сделали возрастной грим, визуально добавили килограммы, — сам он был довольно худощавым. И Мартынову пришлось прямо во время съёмок учиться тому, что его герой умел делать с детства: например, колоть дрова.

Но в результате у него получилось очень убедительно и достоверно. Может быть, потому что Мартынов сам искренне верил в историю своего героя и девочек-зенитчиц, идущих на смерть, чтобы защитить Родину.

Обнажённые девушки в кадре

Труднее всего, как признавался Станислав Ростоцкий, далась всем сцена в бане. Девушек пришлось долго уговаривать раздеться в кадре. А потом к этому эпизоду придирались строгие советские цензоры.

А ведь сцена, где девушки-зенитчицы моются в бане, нужна была вовсе не для «пикантности»: режиссёр хотел показать эти юные нежные тела, живые, горячие, способные подарить счастье и радость любимому, родить детей, дождаться внуков…

Показать: вот для чего эти девушки родились на свет! А вовсе не для армейских тягот. Не для мучительной смерти в двадцать лет.

Что было дальше

Об успехе фильма «…А зори здесь тихие» говорит его дальнейшая судьба. В первый же год проката его посмотрели 66 миллионов человек, причём всякий раз к кассам выстраивались очереди.

Этот фильм рекомендован к просмотру школьниками, он включён в образовательную программу вузов для студентов-журналистов. Журнал «Советский экран» назвал его лучшим фильмом 1972 года.

Он получил награду Венецианского кинофестиваля и номинацию на «Оскар». Но самое главное — «…А зори здесь тихие» спустя 50 лет продолжает оставаться любимым фильмом о Великой Отечественной: его и сегодня пересматривают миллионы зрителей.

Оцените статью
Драпеко чуть не утонула в болоте, Остроумовой сделали «химию»: как снимали фильм «…А зори здесь тихие»
Почему известный артист Евгений Леонов и его жена запретили сыну встречаться со звездой сериала «Сваты» Татьяной Кравченко