Союз кинематографистов СССР решил ежегодно отмечать наградами лучшие фильмы. В следующем году премия получила название «Ника», а пока она не называлась никак.
Лауреатом будущей «Ники» в категории «Лучшая эпизодическая актёрская работа» и стала Ирина Купченко (обойдя, кстати, Николая Рыбникова и Станислава Садальского), сыгравшая любовницу главного героя в мелодраме «Другая жизнь» (1987).
Снял ленту Расим Оджагов, азербайджанский режиссёр, работавший на «Азербайджанфильме». Сценарий написал его давний соратник и товарищ Рустам Ибрагимбеков, тогда уже маститый драматург с десятками киноработ, главная из которых — легендарное «Белое солнце пустыни» (1969).
Сценарий назывался «Другая жизнь», но в работу картину запустили с название «След».
Правда, уже в самом начале съёмок Расим Оджагов задумался о переименовании: «След» звучал определённо детективно и намекал, что зрителю нужно будет следить за интригами.
В сценарии интриги действительно были, но совсем иного свойства — личные и отчасти рабочие.
Ближе к окончанию съёмок ленте вернули название «Другая жизнь», которое вполне отражало сюжет.
А он таков. Главный герой Фариз Рзаев — уважаемый ректор крупного вуза. У него не всё ладится в семье: жена болеет и капризничает, один из сыновей отказывается общаться с отцом, жена другого, устав от причуд свекрови, хочет уехать к родителям.
В институте тоже не всё благополучно: разразился коррупционный скандал, коллега-учёный настаивает, чтобы новый корпус отдали научным сотрудникам, а не студентам. А в кабинете
Фариза встречает невменяемая дама с двумя разболтанными детьми, которая жалуется на неверность супруга-сотрудника вуза, устраивает дебош и угрожает самосожжением (да-да, у неё при себе бутылка с бензином).
Большую часть ролей получили актёры «Азербайджанфильма», многие из которых уже не раз работали с Оджаговым. Режиссёр вообще славился привязанностью к исполнителям и часто звал тех, с кем был знаком по прежним съёмкам.
Так, роль Тахирбекова, прямолинейного и приниципиального учёного, который просит не отдавать здание студентам, сыграл Фахраддин Манафов, которого Расим Оджагов открыл для аудитории несколькими годами ранее в фильме «Парк» (1984).
А роль неверного мужа, влюбившегося в коллегу, получил Гаджи Исмайлов, снявшийся в двух предыдущих лентах Оджагова.
А главную роль без проб получил Александр Калягин. Расим Оджагов неоднократно говорил об уникальном таланте актёра и относился к Калягину с восхищением.
В сценарии Фариз Рзаев описывался как «невысокий солидный человек 58 лет, но выглядит моложе, глаза серо-голубые, необычные для азербайджанца».
Александру Калягину не было и 50, выглядел он примерно на свой возраст, но его герой и был моложавым, поэтому для Расима Оджагова возраст актёра препятствием не стал. Калягин говорил про режиссёра:
«Мне с ним <Оджаговым> хорошо, я понимаю его замечания, всегда тонкие и по существу. Он лаконичен, чужд словоблудия. Я уже в таком возрасте, когда актёры хотят, чтобы режиссёры их не учили, вернее, учили не поучая. Оджагов именно таков».
Для Калягина и Оджагова это был уже четвёртый совместный фильм, и многие считали, что актёр и режиссёр нашли друг друга. Для Расима Оджагова Александр Калягин был тем идеальным исполнителем, о котором мечтает каждый постановщик.
«Мне нравится, что он не просто исполнитель режиссёрской воли. Он духовно богатый человек, и поэтому привносит на площадку столько своего! Он распространяет вокруг себя особую атмосферу, и в этой атмосфере все играют иначе»,
— так характеризовал любимого артиста режиссёр.
Много актрис пробовалось на роль Лили, любовницы Рзаева. Лишь рядом с ней этот строгий мужчина раскрывается и зрители узнают о нём подробности, которые мало кто знает. После просмотров Расим Оджагов выбрал Ирину Купченко, и не зря.
Ирине уже не раз приходилось играть женщин чувственных и сильных внутренне, но обделённых счастьем. Здесь ей достался похожий образ, который она в очередной раз показала чуть иначе, чем прежних героинь.
Её опухшее от слёз лицо на похоронах Фариза, когда из зала просят выйти всех, кроме родственников, — это зеркало трагедии,
это лицо единственного человека, который по-настоящему, самоотверженно, безусловно любит и который всё потерял.
Ну и ещё одна знаменитость в «Другой жизни» — Лия Ахеджакова в роли жены-скандалистки, требующей призвать к ответу влюбившегося мужа. Несмотря на то, что эпизод с ней начинается вроде бы комично, к финалу сцены её героиня вызывает неприязнь и сильнейшую антипатию (а уж два её сына — просто катастрофа).
Тут немудрено встать на сторону мужа, полюбившего уравновешенную интеллигентную умницу-коллегу, лучшего программиста института, которая готова пожертвовать успешной карьерой ради любимого человека.
Снимали «Другую жизнь» в Центральном статистическом управлении республики в Баку, которое и изображало вуз внешне.
Студентов в массовках играли настоящие студенты бакинских вузов. А сцены в помещениях создавали в павильонах киностудии, где выстроили учебную аудиторию и квартиры Рзаева и Лили. А ещё на экране можно увидеть Старый город Баку Ичери-Шехер.
Там Фариз, когда-то живший в старом доме, ныне отправленном под снос, даже сумел заблудиться. От себя добавлю, что
Ичери-Шехер — место невероятно атмосферное и красивое. Несколько лет назад я была в Баку и очень-очень хочу туда вернуться.
Как ни странно, но после «Другой жизни» Расим Оджагов и Александр Калягин больше не работали, но вот Фахрада Манафова, другого своего любимого актёра, режиссёр неизменно снимал до конца жизни.
А вы знали о «Другой жизни», которая так и не стала «Следом»?