«Думать надо до войны»: как снимали самый неполиткорректный фильм Балабанова

Кинокартину снимали в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Москве, Санкт-Петербурге, Тобольске и Лондоне. И хотя на Северном Кавказе съемки проходили в относительно безопасных местах, группу всю дорогу сопровождали бойцы СОБРа.

А чтобы актеры, задействованные в ключевых ролях, лучше прониклись атмосферой будущего фильма, режиссер показал им пленки с реальными допросами военнопленных. Некоторых артистов после жестких, натуралистичных кадров трясло.

Как потом рассказывал сам Балабанов, консультантами на съемках выступали чеченцы, которые в первую военную кампанию были на противоположной стороне, а во вторую – на нашей. Настоящие чеченцы снимались и в массовках.

А вместе с ними снимались наши контрактники. Также режиссер советовался со знакомыми российскими офицерами, как лучше сделать ту или иную сцену, чтобы получилось достоверно.

Диалоги в фильмы получились очень точными, жесткими и, как обычно бывает у Балабанова, разошлись на цитаты.

Для Алексея Чадова фильм стал дебютом на большом экране. И начинающий актер блестяще справился со своей ролью. Позже он еще не раз сыграет военных. А недавно Алексей дебютировал как режиссер и снял фильм «Своя война.

Шторм в пустыне» на основе реальных событий в Сирии. Получилось качественное, зрелищное, а главное – актуальное кино.

Но вернемся к фильму Балабанова. Режиссер не жалел актеров на съемках. Реалистичность в кадре граничила с грубым натурализмом. Для съемок эпизодов с пленными была вырыта настоящая яма.

По словам Сергея Бодрова, изначально она была довольно комфортная и удобная. Но потом туда накидали камней и грязи, налили воды. И Балабанов заставил туда лезть актеров.

И если Чадов и Бодров отнеслись к этому совершенно спокойно, то англичанин Иэн Келли начал жаловаться. Британский актер не привык работать в столь некомфортных условиях.

Балабанов же очень раздражался, когда ему перечили. Режиссер наорал на Келли и назвал его непрофессионалом. Для англичанина подобное обращение было в диковинку. Актера едва успокоили.

Мол, у нас, русских так принято: кричать на съемочной площадке, сниматься в грязи, если того требует сюжет.

Досталось во время съемок и актрисе Ингеборге Дапкунайте. Помните пронзительную в своей реалистичности сцену с купанием пленной Маргарет? Этот смелый эпизод снимали без дублерши.

Обнаженная актриса сама окуналась в ледяную горную реку, температура в которой едва достигала пяти градусов. И отлично справилась с задачей. Душераздирающая получилась сцена.

Как рассказывал Балабанов, государство не оказывало никакого содействия съемочному процессу. Всю военную технику пришлось брать в аренду за полную стоимость.

Стоило это немалых денег, сопровождалось бесконечными бюрократическими проволочками. Доставку техники на место съемок приходилось ждать мучительно долго.

Во время работы над кинокартиной кто-то пустил слух, будто Балабанов снимает очередное продолжение фильма «Брат». К местам съемок потянулись поклонники Сергея Бодрова в надежде взять автограф у своего кумира.

Но, как мы знаем, актер играл в фильме сравнительно небольшую роль – пленного капитана. Работал в гриме. И многие из тех, кто нашел съемочную площадку, попросту не узнали «обросшего бородой» артиста.

Алексею Балабанову в очередной раз удалось снять культовое кино. Честное, правдивое, неполиткорректное.

Режиссер подвел своеобразную черту под очень неудобной и непопулярной в обществе темой. И как всегда сделал это мастерски. Как настоящий большой Художник.

Оцените статью
«Думать надо до войны»: как снимали самый неполиткорректный фильм Балабанова
Жемчужные серьги, золотые браслеты и любовь советской актрисы, красавицы азейбарджанки Тамиллы Агамировой