Позади у нее длинный хвост
Но трогать ее не моги
За ее малый рост, малый рост.«
Не знаю, какая песня в 60-70-х годах могла составить конкуренцию этому кинохиту, проникновенно исполненному юным Александром Кавалеровым в замечательном фильме Геннадия Полоки Республика ШКИД (1966).
Фильм был настолько популярен в свое время, что с ним можно сравнить разве что вышедший через 8 лет многосерийный фильм Семнадцать мгновений весны.
Не было, пожалуй, месяца, чтобы его не показывали по телевизору.
И каждый раз я не отрываясь с замиранием сердца смотрела этот фильм, переживая, жалея, сочувствуя ученикам Школы-коммунуны для трудновоспитуемых подростков имени Достоевского, которые и сократили название своей альма-матер до Республики ШКИД.
К семидесятилетию Советской власти в Москве проходил кинофестиваль, на котором жюри под председательством Ролана Быкова присвоила фильму Республика ШКИД победу в номинации «Лучший детский фильм всех времен».
И с этим званием трудно не согласиться.
Однако, как рассказывал сам режиссёр Геннадий Полока, поначалу фильм хотели положить на полку.
Восемь месяцев его не выпускали в прокат, потому он не понравился начальнику Управления по делам несовершеннолетних правонарушителей, который посмотрел фильм в числе первых.
«Это энциклопедия для школьных хулиганов» — так он отреагировал на Республику ШКИД и фильм не приняли.
Спасла его настойчивость самого режиссёра. Он добился того, чтобы фильм показали на Всесоюзном совещании режиссеров. После просмотра Александр Алов и Марлен Хуциев, по словам Полоки, фильм резко раскритиковали.
«Это не фильм, а безобразие«, — говорили они.
Однако в результате поднятого шума фильм все-таки пришлось принять.
И в результате он стал если не лидером проката 1967 года, то занял вполне достойное по тем временам 12-е место.
А еще стал любимым и многие фразы ушли в народ. В Свое время очень популярна была фраза:
Пионеры наших бьют.
Великолепный фильм! Каждая роль — шедевр!
И еще один интересный факт.
Оказывается, ту самую песню про кошку, с которой я начала рассказ, написали специально для этого фильма.
А я всегда думала, что она вроде городского уличного романса.