Музыкальный фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» вышел на экраны в 1985 году, но эта трогательная история вызывает у зрителей слезы до сих пор. Немногие из них знают о том, что происходило за кадром: у главного героя был реальный прототип, чья жизнь сложилась драматически. А для актера, который воплотил его образ на экране, этот фильм стал судьбоносным – ведь на съемках Евгений Евстигнеев встретил женщину, с которой прожил до конца своих дней.
Фильм стал своеобразным продолжением «Мы из джаза»
1. По словам режиссера Карена Шахназарова, фильм был посвящен старейшему в стране танцовщику Алексею Быстрову, который был репетитором в «Мы из джаза». После съемок картины он умер.
Это не была реальная биография
По словам соавтора сценария Александра Эммануиловича Бородянского, авторы поставили перед собой задачу: не повторять биографию Быстрова в фильме, а придумать свою историю. Однако, дочь степиста после просмотра картины позвонила на «Мосфильм» и сказала:
«Вы знаете, ваш герой очень похож на папу — не внешне, а поведением, поступками».
2. У настоящего Алексея Быстрова была нелегкая судьба. В молодости Алексей Быстров работал в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени А. В. Александрова, в 1949 году стал лауреатом Второго международного конкурса артистов балета в Будапеште, выступал с московским джаз-оркестром Эдди Рознера. Уйдя со сцены, работал преподавателем в эстрадно-цирковом училище. Также он был одним из учителей Аркадия Насырова, сыгравшего в «Зимнем вечере в Гаграх» главного героя в молодости. Биографическая линия Быстрова была изменена и додумана создателями фильма.
Карен Шахназаров упоминал в интервью, что Быстров спился, жил в одиночестве в коммунальной квартире, но эти утверждения опровергла его племянница. Она сказала, что ее дядя жил до самой смерти со своей единственной женой Быстровой Валентиной Александровной в доме артистов балета и эстрады на Каретном ряду.
3. Снимать пришлось зимой, поэтому Шахназаров уехал в теплую Абхазию. Интересно, как появилось название картины. В то время каждая студия «Мосфильма» должна была иметь равномерный план съемок: одни картины снимались весной, другие летом и т. д. Дирекция назначила съемки следующего музыкального фильма Шахназарова на зиму.
Тогда они с Бородянским решили: Ладно, пусть будет зимний вечер… но в Гаграх! Название нужно было оправдать, в том числе и с точки зрения драматургии – так и родилась одна из самых важных, пронзительных сцен фильма: совместное выступление Беглова с маленькой дочкой.
4. На роль претендовали Леонов и Ефремов. Но Евгений Евстигнеев сам пришел к Шахназарову — он тайком взял почитать сценарий и загорелся ролью забытого танцора. И ходил к нему до тех пор, пока режиссёр не согласился… Можно сказать — взял измором!
5. На съемках режиссер и актер поначалу конфликтовали. Карен Шахназаров:
«Мы оба люди с характером… Евгений Александрович постоянно предлагал что-то свое… Помните, эпизод в фильме, где Беглов играет на тарелках? Это он придумал. Мы снимали под музыку – и вдруг он неожиданно для всех начал в такт стучать тарелками и вилками. Так мы это и оставили…».
6. Евстигнеев исполнял степ самостоятельно. Актер не просто танцевал степ, а импровизировал и фактически был сам себе хореограф. Правда самые сложные элементы за него станцевал профессиональный чечеточник — ученик того самого Алексея Быстрова.
7. На роль танцора-любителя Аркадия режиссёр планировал взять Игоря Скляра, но тот был занят в театре. С Александром Панкратовым-Чёрным режиссёр уже работал, степ танцевать он уже умел, так что утвердили его…
8. Несколько актрис пробовалось и на роль дочери главного героя. Одной из них была Ирина Цывина. Дочерью на экране она не стала. Но зато стала женой Евстигнеева в жизни и его последней любовью. «Это судьбоносный фильм в моей жизни, – признаётся Ирина, – потому что первое свидание наше было на съемочной площадке. Тайное, о нем никто не знал..»
9. Некоторые источники сообщают, что Пугачевой предложили роль Мельниковой, но певица не захотела играть скандальную звезду. Сам же Шахназаров уверяет, что роль писали изначально для Гундаревой, а Пугачевой только предложили исполнить песни. Кстати, Наталья Гундарева очень хотела спеть сама, но Шахназаров был непреклонен. После отказа Пугачевой все сольные партии отдали Ларисе Долиной.
10. Песня «Пчела и бабочка» была написана и спета ещё в 1950-х годах французским певцом Анри Сальвадором. В СССР она впервые прозвучала в фильме «Когда деревья были большими», правда, без слов.
11. У песни «Дружба», которую пела героиня Натальи Гундаревой, была целая история.
Та самая песня, где были знаменитые слова:
Веселья час и боль разлуки
Готов делить с тобой всегда.
Давай пожмём друг другу руки,
и в дальний путь на долгие года.
Впервые она вышла на пластинке в 1937 году с упоминанием композитора Поля Марселя (это был псевдоним Леопольда Русакова). В том же году он был арестован по обвинению в троцкизме. Пластинку с песней сняли с продаж, а повторно выпустили уже под фамилией композитора Владимира Сидорова. Русаков (Марсель) отсидел десять лет в воркутинском лагере, но после смерти Сталина вернулся в Ленинград, где по ходатайству Шостаковича получил квартиру. Худсовет постановил исключить песню из фильма, но по просьбе Иосифа Кобзона ее оставили.
По версии журнала «Советский экран», картина Карена Шахназарова была признана лучшим музыкальным фильмом 1986 года.