Валентина Якунина играла ведущие роли на сцене легендарного МХАТа, её кинокарьера складывалась не менее успешно, а киноведы и режиссёры были уверены: её ждёт великое будущее звезды отечественного кинематографа. Одной из самых ярких работ актрисы стала роль эмигрантки-революционерки Рашель Топаз в фильме «Васса», где она снималась вместе с Инной Чуриковой.
В то время Валентина Якунина и представить себе не могла, что в её реальной жизни повторится ситуация, случившаяся с её героиней в этом фильме. Она была на взлёте и пике популярности, когда внезапно пропала.
Трудное детство
Валентина Якунина всегда с неохотой вспоминает собственное детство. Оно было слишком уж безрадостным и сложным. Она родилась в Котельниково Волгоградской области и была довольно поздним ребёнком. Её отцу уже было 60, а маме — почти 40.
Девочка очень стеснялась, когда её папу часто принимали за её дедушку, к тому же он был болен туберкулёзом и почти не вставал с постели. Кроме неё в семье была ещё старшая сестра, и девочкам не разрешали лишний раз подходить к отцу, трогать его посуду и вещи.
Зарплата мамы, работавшей уборщицей, была мизерной, и Валентине в школе платили пособие, чего девочка отчаянно стеснялась. Даже в небогатом Котельниково они считались практически нищими, осознание этого было унизительным.
Мама, как могла, старалась сгладить их нищету чистотой, она постоянно всё вымывала и стирала, штопала одежду, готовила простую, но вкусную еду. Когда Вале было 11, отец умер. Старшая сестра уже училась в институте в Волгограде, а мама вскоре снова вышла замуж. Отчим пил, и девочка, стараясь как можно меньше времени проводить дома, нашла отдушину в местном Дворце культуры.
Там она занималась танцами и посещала драмкружок, которым руководила Екатерина Власова. Именно она подошла однажды к восьмилетней Вале и спросила, не хочет ли она стать актрисой. Конечно, девочка хотела. И вскоре она получила крохотную роль птицы Сплюшки в спектакле «Буратино».
Екатерина Глебовна пыталась опекать юную воспитанницу, но та отчаянно сопротивлялась, не любила, когда её воспитывали. Но она прошла хорошую школу в драмкружке, а после получения аттестата поступила в Воронежский институт искусств, тогда ей просто не хватило смелости сразу поехать в Москву.
Но уже через год она отправилась покорять город, который казался ей настоящим воплощением мечты. Подала документы во все театральные вузы столицы, и везде прошла. Когда же настало время выбирать, она остановилась на ГИТИСе, где набирал курс Владимир Андреев.
Причём решающим оказался тот факт, что помогал набирать студентов мастеру Михаил Козаков, снявшийся в своё время в «Человеке-амфибии». Валентина Якунина была по-детски влюблена в исполнителя главной роли Владимира Коренева, и Козаков казался ей неким связующим звеном между нею и её кумиром. Впрочем, позже она влюбилась и в самого Козакова, правда, никогда в жизни ему в этом не признавалась.
Покорение столицы
По словам Валентины Якуниной, она была в юности глупенькой и наивной. Уже в студенческие годы она выскочила замуж за москвича, правда, вовремя сбежала. Муж был театроведом, перспективы девочке из провинции казались радужными.
Но оказалось, что супруг актрисы основательно выпивал, да и сама актриса вместе с ним стала прикладываться к бутылке. В итоге от мужа она попросту сбежала, поняв, что в браке она ни институт не окончит, ни в профессии не состоится.
Чем ближе было получение диплома, тем мучительнее думала Валентина Якунина о своём будущем. Она понимала, что в столичные театры ей вряд ли удастся попасть, скорее всего, придётся ехать куда-то в провинцию. Однако Андрей Гончаров по рекомендации одного из педагогов актрисы пригласил её в постановку «Пойти и не вернуться» в Театр имени Маяковского.
Так она осталась в Москве, а после на сцене «Маяковки» сыграла ещё много ведущих ролей в спектаклях. А после её переманил в МХАТ имени Горького Олег Ефремов. Сначала он взял её на роль Сони в «Дядю Ваню», после она играла Констанцию в «Амадее» и главную роль в спектакле «Валентин и Валентина».
В кино Валентина Якунина дебютировала ещё в студенческие годы, но успела сыграть всего пару ролей, да и то эпизодических. А потом Глеб Панфилов предложил ей сняться в фильме «Васса» в роли революционерки Рашель Топаз. Перед пробами с Инной Чуриковой Валентина Якунина отчаянно волновалась, но всё прошло очень удачно.
Революционерка Рашель получилась очень трогательной, а для самой Валентины Якуниной роль оказалась пророческой. По сюжету у Рашель Топаз забирает сына властная свекровь. Правда, в жизни сразу двоих детей у актрисы отобрал собственный муж.
Большая любовь
Валентина Якунина в ту пору пользовалась огромным успехом, все вокруг были уверены: она будет великой актрисой. Но пророчествам сбыться было не суждено. Она успела сняться всего в нескольких фильмах, а после пропала, и об актрисе долгие годы ничего не было известно.
Только самые близкие друзья знали о том, что она навсегда уехала в Великобританию. Но это вовсе не было бегство или политический протест. Просто Валентина Якунина вышла замуж за англичанина.
С Ричардом Дентоном она познакомилась благодаря коллеге по театру имени Маяковского. Дентон приехал в Советский Союз снимать серию документальных фильмов об известных личностях. Правда, он даже не догадывался о том, что встретит девушку своей мечты.
В тот период у Валентины Якуниной было довольно серьёзные проблемы с алкоголем, но Ричард был уверен, что сможет избавить от них Валентину. И она на самом деле не пила, пока Ричард был с ней рядом. Они расписались в Москве, а Валентине Якуниной завидовали все её ровесницы, ведь выйти замуж за иностранца мечтали многие.
Валентине Ричард Дентон казался настоящим заморским принцем. Однако она долго уговаривала мужа остаться жить в Москве, ведь она понимала: уезжая за границу, она ставит крест на своей карьере. Ричард обещал подумать. Комнату, которую супругам выделили в общежитии, он оклеил красивыми английскими обоями, из Англии он чемоданами привозил ей невиданные наряды и гостинцы.
После он уехал в Лондон, и спустя время Валентина поехала к нему. Тогда она думала, что скоро вернётся, будет жить на две страны, даже из театра не увольнялась, но в результате осталась в Англии навсегда.
Но она отчаянно тосковала по родине, из-за этого часто плакала и не находила себе места, спасала её лишь переписка с Анастасией Вертинской, которая поддерживала Валентину Якунину, как могла. Местные режиссёры, узнав о женитьбе Ричарда Дентона на русской актрисе, стали приглашать её в свои постановки. Она смогла за три месяца немного подучить язык, но от акцента так и не избавилась.
Однако сыграла Настасью Филипповну в «Идиоте» в постановке режиссёра из Манчестера, позже вышла на сцену Королевского шекспировского театра в роли королевы Изабеллы в спектакле «Ричард II». А в Канаде ей довелось исполнить на английском языке Раневскую в постановке «Вишнёвый сад» по Чехову.
Но самым запоминающимся стал спектакль «Дядя Ваня», тот самый, с которого она когда-то начинала в МХАТе. Его привёз в Лондон Олег Ефремов и позвал Валентину Якунину, которая свою роль, конечно, не забыла. Было у неё ещё несколько работ на английском телевидении и в кино, но они были на самом деле небольшими.
А потом актриса родила двойняшек, Александру и Николая. Она была счастлива, казалось, в её жизни исполнились самые смелые мечты. Девочка, которая в детстве даже конфет вдоволь не ела, жила в престижном районе Лондона с замечательным мужем и детьми.
Крушение семьи
Валентина Якунина очень не любит говорить о разводе. В одном из своих интервью она призналась: её муж оказался вовсе не таким, как она себе представляла. Правда, в другом сказала, что спустя много лет они стали друзьями, а в разводе были виноваты оба, хотя Ричард Дентон в этом никогда не признается. Как бы там ни было, но супруги развелись, когда детям было всего 4 года.
Самым острым оказался вопрос о том, с кем останутся дети. У мужа актрисы уже был сын от первого брака, он после развода остался с матерью, и Ричард был готов на всё, чтобы младшие дети остались с ним.
У него были связи, деньги, статус и прекрасные адвокаты, суд оставил Александру и Николая с отцом. Матери разрешили видеться с ними раз в две недели. По иронии судьбы, как и её Рашель Топаз из «Вассы» лишилась возможности самой воспитывать детей.
Только у её героини был один сын, а у Валентины Якуниной забрали обоих. Но она не сдавалась. Понимая, что с судебной системой ей не справиться, она убедила бывшего мужа в том, что сможет просто помогать ему: отводить в сад, а после в школу, когда он работал, гулять с ними в парке.
После развода все её лондонские друзья отвернулись, и Валентина Якунина осталась совсем одна в чужой стране, в социальной квартире с мизерным пособием. Но в какой-то момент она сломалась. Тогда Валентине Якуниной понадобилась помощь психиатра, от стресса и переживаний она потеряла рассудок. К счастью, ей вовремя оказали помощьв в психиатрической больнице, и актриса довольно быстро пришла в себя.
Она могла видеться в определённое время с детьми, сын и дочь её очень любили, всегда с радостью проводили с ней время. Александра выросла и стала певицей, она давно живёт и работает в Нью-Йорке, поёт под псевдонимом Shura. Николай тоже получил вокальное образование, но его карьера, в отличие от сестры, так и не сложилась. Он работает теперь в агентстве, которое подбирает нянь для семей.
После развода Валентина Якунина уже не смогла вернуться в профессию. Последний спектакль она сыграла ещё в 1995 году. Она работала продавщицей в магазине, где продавались тарелки, чашки и стаканы для росписи. Здесь же дети и родители создавали свои картины, а Валентина Якунина уже обжигала их в печи.
Позже актриса получила инвалидность из-за своего нервного расстройства, а вместе с ним и статус безработной. Она много гуляет в парке, общается с детьми по телефону и пытается искать плюсы в своей жизни. В 2018 году она впервые за много лет приехала в Россию, появилась на одном из телеканалов. И вернулась в Лондон.