Конец августа 2021 года в Калининграде был отмечен тем, что в городе прошел фестиваль короткометражного кино «Короче», цель которого — познакомить зрителей, индустрию и кинорынок с новыми именами, режиссерами и креативными группами, работающими в жанре короткого метра. Именно формат лаконичной истории стал прекрасной возможностью для режиссеров или целой команды, создающей полноценный киноконтент, заявить о себе продюсерам, которым нужны новые кадры. На суд жюри было представлено 36 работ (сюда вошли и игровые, и документальные и анимационные). Внеконкурсная программа оказалась как бы связана в несколько тематических блоков, в итоге и студенты-дебютанты и мэтры кино открыто поговорили с нами о сексе и отношениях, о будущем, о людских страхах, о смехе и о звездах.
Лучший фильм
Лучшим фильмом IX фестиваля названа изобретательная комедия Сергея Филатова «Как разжечь потухший огонь».
Совершенно очаровательный в своей странности Валентин, сыгранный Кириллом Фроловым, безоговорочно влюбил в себя зрителей. Скромный чудаковатый изобретатель помешан на своей маниакальной идее – создании приспособлений, упрощающих жизнь обычного человека. Его изобретения помогают справиться с разными бытовыми проблемами, об этом герой рассказывает на видео, потом публикует ролики в своем инстаграм-профиле. Но его инженерная мысль направлена на самое важное – вернуть свою возлюбленную, поэтому он придумывает специальное устройство.
Лучший сценарий
Анастасия Завадская на фестивале получила приз за лучший сценарий. В проекте «Инопланетяне среди нас. Леонардо» использован прием «мокьюментари».
Это рассказ о пришельце из другого мира, который неслучайно носит вещи бренда Lacoste и является владельцем убедительной коллекции кактусов. В отличие от обычных людей, братья по разуму не умеют любить и сопереживать, поэтому они благополучны. Авторы картины нам говорят, что почти все влиятельные люди на земле напоминают рептилоидов. А Леонардо отказывается от своего успеха ради того, чтобы познать любовь. Герой уезжает в Петербург, записывается в театральный кружок, где его будут учить искусству общения и проявлению эмоций. В результате необычное существо, которое маскируется под человека, делает вывод, что все мы тратим свою жизнь на какую-то мишуру, но только не на любовь, хотя наш век в три раза короче, чем его.
Лучшая анимационная работа
В первый раз в составе конкурса были заявлены анимационные короткометражки. Награда в этой категории досталась «Боксбалету» Антона Дьякова.
Создатели рассказали историю любви балерины к боксеру на фоне важных событий в нашем государстве. В этой теплой и талантливой работе показано притяжение противоположностей — хрупкая, тонкая и утонченная балерина и грузный, прямолинейный боксер. Чувство балетной феи к спортсмену развивается молниеносно, словно она выполняет балетное фуэте. Финал построен на контрасте, любовная коллизия переплетается с тем, что происходит на данный момент в стране. Августовский путч 1991 года застал героев за просмотром постановки «Лебединое озеро».
Специальный приз жюри
Специальным призом была отмечена документальная картина студента журфака Екатеринбурга Кирилла Лукина «Фаза», представленная с формулировкой «чтобы не повторять». Честный диалог деда с внуком про войну в Афганистане задевает за живое. Ветеран афганской войны Александр Федорович Фомин, позывной «Фаза», с экрана рассказывает о событиях, о которых не хочет вспоминать. Первое, что он сделал, когда приехал на место боевых действий, написал завещание. Тяжелое ранение не давало уснуть по ночам. Документальную съемку разрывают образные вставки, на одной из которых показан ковер из белых хризантем, где лежит автомат. Поскольку цветы лучше, чем пули.
Диплом жюри
Специальную премию, включающую словосочетание «за героя нашего времени» вручили необычному проекту Петра Тимофеева «Бродяга Бро». Согласно сюжету, молодой музыкант ищет вдохновение на московских улицах. Он знакомится с бездомными людьми, которые обычно существуют за скобками социальной жизни, и общается с ними, записывая на телефон их рассказы. Собранной информации о той самой жестокости мира парень придает особую форму. Так рождается мелодизированный речитатив. Тем не менее, неясно, то ли рэпер так пытается бороться с суровой реальностью, то ли это апофеоз равнодушия с его стороны.
Подводя итоги, хочется сказать, что у программы кинофестиваля была особая сильная сторона — на конкурсе было немало категорически «неудобного» кино. Конечно, помимо правдивого искусства, зрители увидели и долгожданные очаровательные новинки. Основная идея, объединяющая все творения — подчеркнуть человеческую индивидуальность. Каждый из нас уникален и имеет свои страхи, мечты, раны, но мы должны учитывать интересы и особенности друг друга и учиться достигать взаимопонимания с этим миром.