Фильм «Накануне». Красивые наряды и пафосные речи Инсарова, с которыми Тургенев переборщил

Фильм очаровал меня буквально с первой минуты. Лирические картины природы, музыка, благородные лица… И роскошные дамские наряды, отражающие моду 1850-х.

А причёски, украшенные цветами, а шляпки с кружевами и лентами?

Кадры не передают этой прелести. Это нужно смотреть, наслаждаться антуражем и игрой актёров…

Кажется, что Светлана Аманова – исполнительница роли Елены – всю свою жизнь носила наряды с кринолинами. И воспитывалась в пансионе благородных девиц. Иначе откуда столь утончённые манеры и непринуждённость.

В общем, фильм понравился.

Но некоторые моменты вызвали моё удивление и даже заставили поморщиться. Хотя это уже претензия к Тургеневу.

Соглашусь с критиками, которые считали образ Инсарова несколько схематичным. Елена, её родители, Шубин, Берсенев выглядят более живыми.

Их характеры выписаны ярко. А характер Инсарова теряется за идеей и пафосными речами. Точно Добролюбов заметил:

«Все обаяние Инсарова заключается в величии и святости той идеи, которой проникнуто все его существо».

И кажется, что Елена полюбила не Инсарова, а то, что он воплощает.

«– Освободить свою родину! – промолвила она. – Эти слова даже выговорить страшно, так они велики»…

Елене хотелось любить, а любить было некого. Её душа жаждала чего-то высокого, такого «чего никто не желает в целой России».

И вот, однажды Берсенев рассказал ей про Инсарова. Елена почувствовала, что именно такого человека хочет полюбить. И полюбила.

В разговорах с Еленой Инсаров то и дело произносит пафосные речи.

Это немного коробит и, как ни крути, выглядит рисовкой перед женщиной.

Тургенев явно не общался с людьми подобного склада, если полагал, что их основная черта – любовь к красивым речам. Особенно у тех, кто ещё ничего не сделал для блага своей Родины, а лишь собирается.

Не нравится мне и то, что Тургенев сделал Инсарова больным и свёл в могилу прежде, чем тот успел перейти от высоких слов к реальным делам.

Точно так же писатель поступит с Базаровым.

По мне, это некрасиво по отношению к героям. Не дать им возможности проявить себя, показать, что слова у них не расходятся с делом…

Но всё это не портит фильма, снятого по роману.

Исполнитель роли Инсарова, Антоний Генов, сумел показать нам личность деятельную и сильную. Подобрать правильные интонации, которые снижают пафос, делая героя человеком живым, наделённым скромным достоинством.

Сцена, где Елена прощается с матерью, пробивает на слёзы. И приезд отца в последний момент, чтобы благословить непослушную, но любимую дочь.

Источник

Оцените статью
Фильм «Накануне». Красивые наряды и пафосные речи Инсарова, с которыми Тургенев переборщил
Владимир Этуш. Слава бывает разной