массовый зритель знал Орлова как ведущего «Кинопанорамы». Даль Орлов писал и пьесы, но вот сценарий у него получился впервые.
Главным его героем стал спортсмен-легкоатлет, и, видимо, неспроста: автор и сам в молодости серьёзно занимался лёгкой атлетикой.
В конце семидесятых спортивная тема в кино активно продвигалась в связи с грядущей московской олимпиадой.
«Быстрее собственной тени» был как раз в этом русле: центральный персонаж, бегун Пётр Королёв, уверенно идёт к долгожданной победе, хотя не всё у него складывается гладко. Любопытно, что
авторы показали, как советский спортсмен в ходе соревнований в Берлине отправляется в дом немецкого соперника-товарища и проводит там целый день в компании его родственников.
Ну и, конечно, не обошлась эта история без романтической линии, понимающего тренера и спортивного функционера, которого волнуют не столько спортсмены, сколько собственная карьера.
Режиссёром ленты «Быстрее собственной тени» стал Павел Любимов. Любимов был тогда на пике популярности: только что вышла его мелодрама «Школьный вальс» (1978), переполошившая общественность.
Из этого фильма в «Быстрее собственной тени» перешла Елена Цыплакова, ставшая тут телеведущей и возлюбленной главного героя.
А самого Петра Королёва сыграл молодой актёр Анатолий Матешко, приглашённый с киевской киностудии имени Довженко.
Роль его основного соперника, непобедимого Рольфа Шмидта, бегуна из ГДР, получил дебютант Алексей Ванин.
Ванин-Шмидт в кадре говорит только по-немецки, и было бы любопытно узнать, сам ли актёр озвучил себя. Но такой информации не нашла.
Также в «Быстрее собственной тени» снялись Александр Фатюшин в роли тренера, Борис Морозов в роли чиновника от спорта и ещё один дебютант — Сергей Рубеко (товарищ Королёва по команде Мыльников), ныне востребованный сериальный исполнитель.
Основной конфликт ленты связан с поступком Петра Королёва, правильным с точки зрения общечеловеческой, но неправильным со спортивной.
Он неимоверными усилиями добился попадания в сборную, доказав, что способен обогнать Шмидта, и на соревнованиях уже вот-вот обойдёт его. Но происходит неожиданное:
Шмидта толкает соперник, тот падает и получает лёгкую травму. Победа в руках у Королёва, но он останавливается и помогает Шмидту, теряя шанс на рекорд.
Тренер расстроен, чиновник в бешенстве, хотя потом всё же говорит коллеге-иностранцу, что зрители забудут, как Королёв проиграл, но запомнят его благородство.
Правда, на следующих соревнованиях Королёва видят уже не лидером, а своего рода статистом: ему предстоит измотать немца, чтобы его обогнал молодой и перспективный советский бегун Мыльников и, очевидно, новая надежда сборной.
Но опытный Шмидт этот хитрый тренерский план разгадал.
Несмотря на то, что «Быстрее собственной тени» снимался как предолимпиадный, вышел он уже после, в 1981 году.
Большим хитом картина не стала, хотя многим запомнилась песня из него, написанная Робертом Рождественским и Александром Журбиным, которую исполнин Владимир Качан.
Позже картина потихоньку забылась, сейчас её почти не помнят.
А ещё я нашла крайне забавную версию того, почему «Быстрее собственной тени» не показывают и сейчас, хотя в целом это неплохая история о людях в спорте и победах, в том числе над собой. Версия состоит в следующем:
в крошечном эпизоде в немецкой гостинице в одном из статистов некоторые видят нашего нынешнего президента. Якобы поэтому картину ныне и упрятали на полку.
При наличии воображения в человеке на экране действительно можно разглядеть похожие черты. Вы видите?