Фильм о золоте скифов, за которое пришлось заплатить жизнями

Приключенческая лента «Исчезновение» (1978) — третья совместная работа сценариста Исая Кузнецова и режиссёра Вениамина Дормана.

Познакомились они ещё в 1974 году перед съёмками «Пропавшей экспедиции» и тогда был ещё жив постоянный соавтор Кузнецова Авенир Зак.

После ухода Зака из жизни Исай Кузнецов стал писать сценарии в одиночку, и это всегда были захватывающие приключенческие с детективным уклоном истории.

Любил такие истории и Вениамин Дорман, вошедший в историю советского кино как мастер детективов и авантюрных картин (любопытно, что начинал он совсем в ином жанре — комедийном).

Фильм о поисках сокровищ скифов стал очередной совместной удачей Кузнецова и Дормана, хотя в нём не обошлось без жертв.

Исай Кузнецов рассказывал, что

сюжет у него родился после посещения выставки, посвящённой скифским кладам. А основная идея состояла в том, что великолепные, филигранно выполненные древними умельцами вещи кого-то могут заставить задыхаться от восторга, а кого-то наводят на мысли о выгоде и пути, пусть даже преступной, к ней.

В центре сюжета — 20-летний студент Родион Самаркин, чей дед был соратником археолога Мальцева, в преддверии войны обнаружившего пресловутые сокровища в в захоронениях возле небольшого украинского села Козары.

Вывезти сокровища не получилось из-за наступления немцев, сам Мальцев пропал при загадочных обстоятельствах.

Нет даже дневниковых записей, которые помогли бы найти золото, хотя у другого коллеги-археолога есть письма, в которых Мальцев описывал находки и даже прислал несколько снимков.

Родион одержим мыслью найти то, что когда-то сохранил Мальцев, и с приятелями отправляется в Козары во время каникул. Ребята обследуют катакомбы, пытаясь отыскать хотя бы какие-то следы, но безуспешно.

В итоге товарищам Родика это надоедает, они уезжают, а Родион остаётся и продолжает поиски. Спустя время мать Родика получает телеграмму из Одессы, в которой он просит его не искать, но и не волноваться.

А ещё через пару месяцев приходит телеграмма из Мурманска примерно с тем же содержанием. Но Максима, друга Родиона, настораживает, что Родион, обожающий мать, поздравил её с днём рождения на день раньше, а это на него совсем не похоже.

Максим, полный тёмных подозрений, едет в Козары.

Вениамин Дорман пригласил на главные роли молодых и безвестных актёров, которые отлично вжились в роли студентов.

Роль Родиона получил Алексей Мокроусов, Виктора, друга Родика, сыграл Александр Вдовин, подругу ребят Дашу изобразила Людмила Соловьёва, а возлюбленную Родика Надю, которая в последний момент открылась ему, что на самом деле давно любит Максима, — Елена Козлитина.

Единственной звездой в этой компании был исполнитель роли Максима Евгений Герасимов, в кино пришедший ещё подростком и к концу семидесятых уже сыгравший в полутора десятках популярных лент.

В других ролях — Любовь Соколова, Александр Вокач, Борис Щербаков, Юрий Саранцев, Александр ПашутинАлександр Январёв, Андрей Мартынов.

О двоих последних надо сказать особо, ведь их герои, Василёк (Январёв) и Степан (Мартынов) сыграли не последнюю роль в сюжете. Василёк и Степан — жители Козар, в каком-то смысле антиподы.

Василёк — склочный и скандальный водитель, который не прочь подкалымить, хоть и знает, что может быть наказан.

Степан — общительный и радушный местный гончар, увлечённый человек, буквально влюблённый в красоту, в том числе скифскую. Что, казалось бы, может свести столь разных людей? Но кое-что их всё же сводит.

И ещё один сюрприз. Прочитала, что

Венимамин Дорман почти во всех своих фильмах снимал любимого Георгия Тусузова. Здесь актёр тоже есть, хотя в титрах даже не указан. Нашли его?

Фильм «Исчезновение» вышел летом 1978 года. В целом его приняли тепло, хотя сногсшибательного ажиотажа он не вызвал. И, признаться, это странно, потому что

в картине есть всё, чтобы заинтриговать зрителя: поиски старинного клада, молодые красивые герои во главе с запальчивым энтузиастом, непростая романтическая линия, даже природа

(кстати, снимали ленту в Молдавии, а не на Украине). И самое важное, что персонажи в истории неоднозначны, как, впрочем, у Дормана бывало часто, и нельзя сказать, кто тут герой, а кто антигерой. Фильм посмотреть рекомендую:

до последнего момента исчезновение Родика и судьба скифских сокровищ остаются тайной, которую хочется узнать.

А вы смотрели «Исчезновение»? И если да, то считаете ли вы виновным Максима? Я вот не считаю.

Оцените статью
Фильм о золоте скифов, за которое пришлось заплатить жизнями
«Разнесло то как!»: Камалия попала под волну критики из-за лишних килограмм