Фильм, после которого режиссёры-дебютанты стали мастерами кино

Владимир Краснопольский и Валерий Усков — возможно, самый плодотворный дуэт отечественного кино.

Режиссёры — троюродные братья, родившиеся с разницей в несколько месяцев, они вместе росли и работают бок о бок уже много десятилетий.

А началась их успешная кинокарьера с военной драмы «Самый медленный поезд» (1963), которую они сняли, будучи ещё выпускниками ВГИКа.

Кстати, во ВГИК Краснопольский и Усков поступили лишь со второй попытки. В первый раз юные абитуриенты приехали в Москву из Свердловска сразу после окончания школы, но сразу поняли, что ВГИК им не покорить.

Вернувшись на малую родину, Владимир и Валерий поступили в местный университет: один выбрал профессию историка, другой — журналиста.

Но уже получив образование, братья всё-таки решились снова попытаться реализовать мечту о кино и снова отправились в столицу. На этот раз всё сложилось.

Когда пришло время делать диплом, каждый, как и любой выпускник, получил скромный бюджет на постановку короткометражной ленты.

Но братья подумали, что объединив бюджеты, они смогут снять полнометражный фильм, а за сценариием собрались не к кому-нибудь, а к именитому писателю Юрию Нагибину, которым оба зачитывались.

Как ни удивительно, мастер начинающим кинематографистам не отказал. Мало того, предложил им свой любимый рассказ «Ранней весной», во многом автобиографический.

Когда-то во время войны он сам был военным журналистом и в медленно объезжающем страну эшелоне проделал длинный путь. Отсюда и название фильма — «Самый медленный поезд».

Интересно, что буквально накануне старта съёмок Владимир Краснопольской и Валерий Усков надумали переделать сценарий и выслали правки писателю. Тот был удивлён дерзостью молодых вгиковцев и деликатно объяснил им, что они неправы. Потом, уже спустя годы,

режиссёры говорили, что благодарны Нагибину, что он не принял их правки, потому что сценарий с самого начала был цельный, насыщенный и выразительный, а коррективы, которые они по неопытности хотели внести, его испортили бы.

На главную роль режиссёры позвали Павла Кадочникова. Актёром он восхищались с детства, а «Подвиг разведчика» (1947) был одним из их любимых фильмов. Кадочников в те годы переживал творческий кризис:

годы уже не позволял играть молодых героев, а возрастные роли, которые предлагали, интереса не вызывали.

Но сценарием Нагибина артист заинтересовался и согласие дал. Вместе с ним согласились на работу с режиссёрами-дебютантами Зинаида Кириенко и Людмила Шагалова, Валентина Владимирова и Иван Рыжов (в резко отрицательном образе, что для актёра редкость).

Были в фильме и начинающие исполнители, например, карьера Анатолия Барчука, выпускника Киевского театрального института, началась именно в «Самом медленном поезде».

В Свердловском театре музкомедии Краснопольский и Усков приглядели возрастного артиста Александра Матковского, сыгравшего мужчину, потерявшего всё, а в Новосибирском музыкальном театре — Аллу Суркову, которая получила роль бойкой кондукторши из Ленинграда Дуси, выхаживающей беременную попутчицу (правда, озвучила её потом Надежда Румянцева).

А в небольшой роли появилась ещё одна дебютантка — Нонна Новосядлова с голосом Марии Виноградовой). Спустя годы её назовут одной из красивейших женщин советского кино, но тогда она будет уже носить фамилию супруга — Терентьева.

Снимали «Самый медленный поезд» на Свердловской киностудии. По сюжету идёт весна 1943 года. С большим трудом военкор (Кадочников) добивается, чтобы вагон с крошечной типографией подцепили к поезду, который везёт пленных фашистов.

Чтобы обезопасить себя от попутчиков, он крупными буквами пишет на вагоне «Мины», но это не отпугивает людей

и вскоре в вагоне появляются раненый солдат Николай с маленькой дочкой, беременная женщина Нина Ивановна (Кириенко) с приятельницей Дусей (Суркова), заботливая тётя Паша (Владимирова), немного самовлюблённая, но сердобольная артистка Варвара (Шагалова), тот самый мужчина, регулярно напоминающий, что всё потерял (Матковский).

Чуть позже к ним присоединяется хамоватый и демонстративно-жадный мешочник (Рыжов), вызывающий у попутчиков отвращение.

Людям предстоит недели жить вместе, вместе спать, делить еду, впечатления и воспоминания.

Премьера «Самого медленного поезда» прошла в Московском доме кино. Режиссёры ждали этого дня с нетерпением и сильным волнением, ведь это была их первая и сразу большая работа.

Но коллеги-кинематографисты приняли ленту овациями, а Владимир Краснопольский и Валерий Усков удостоились похвал. Отлично встретили драму и зрители:

в 1963 году он вошёл в список лидеров проката года.

Высоко оценил работу Иван Пырьев, тогда руководивший Вторым творческим объединением «Мосфильма».

После премьеры он пригласил режиссёров на «Мосфильм» и довольно скоро они принялись за новую работу уже в столице (это была лента «Таёжный десант» (1965)).

В последующие годы Владимир Краснопольский и Валерий Усков работали без устали и создавали кино- и телехиты, которые сегодня уже стали классикой советского кино.

«Самый медленный поезд» сегодня, наверное, не входит в число самых известных их работ, однако это очень хороший, оптимистичный, несмотря на военные события, фильм. В своё время в журнале «Искусство кино» ему дали такую характеристику:

«В картине молодых режиссёров, отнюдь не рассчитанной на внешний эффект, поставленной в манере сдержанной и, если можно так выразиться, скромной, есть то, что всегда отличало и отличает наш кинематограф в его лучших произведениях: интонация любовного и даже чуть горделивого отношения к советскому человеку. Ясно ощущаешь: создатели фильма хотят, чтобы в зрительный зал перекинулась волна сочувствия и уважения к героям, чтобы знакомство с ними не оказалось мимолётным, а оставило след в душе».

В вашей душе «Самый медленный поезд» оставил след?

Оцените статью
Фильм, после которого режиссёры-дебютанты стали мастерами кино
С Лерой Кудрявцевой случился срыв после заявления о разрыве с молодым мужем