Фильм про изнанку кино, где советские знаменитости сыграли сами себя

Жанр «кино про кино» — мир особый.

Кинематографисты не всегда готовы рассказывать о том, что происходит за камерой, раскрывать секреты профессии и развеивать романтический ореол, который делает актёров и режиссёров едва ли не небожителями.

Одним из тех, кто решился показать закулисье съёмок, стал режиссёр Яков Сегель, знавший, что такое актёрский труд ещё с детства:

Сегель попал на киностудию подростком, когда в 13 лет сыграл Роберта Гранта в приключенческой ленте «Дети капитана Гранта» (1936).

Через сорок лет, уже будучи опытным и известным режиссёром, он приоткроет кулисы, сняв драму «Риск — благородное дело» (1978), главным героем которой стал завершивший карьеру спортсмен, нашедший себя в кино.

Сценарий Яков Сегель написал сам. Для режиссёра это не было в новинку, он не впервой выступал в качестве сценариста.

И сразу же в сценарии появился красивый и выразительный женский образ, который предназначался супруге Сегеля — актрисе Лилиане Алёшниковой.

Несмотря на то, что Лилиана довольно ярко дебютировала в кино, а потом замечательно сыграла в комедии «Взрослые дети» (1961), режиссёры её игнорировали.

Яков Сегель старался, чтобы и кинематограф, и зрители не забывали об актрисе и в каждом своём фильме находил для неё роль.

На этот раз Алёшникова стала помощницей режиссёра Леной, немного усталой, но интересной женщиной, чья жизнь посвящена работе. Лена и привела на площадку Юрия Русанова, десятиборца, стояшего на перепутье.

Юрий, главный герой истории, понял, что на 35-м году его спортивная карьера завершилась. И непонятно, как жить дальше и по какому пути идти. В этот момент раздумья перед ним возникает кино.

Кино, которое видится сначала любопытным поворотом в жизни, а потом превращается в новую профессию: Русанов дебютирует на экране как каскадёр, постепенно набирается опыта, а потом получает приглашение и как настоящий актёр.

Роль Юрия Русанова получил молодой артист Александр Михайлов. Он начал сниматься несколькими годами раньше, но пока заметных ролей не сыграл.

 «Риск — благородное дело» стал для Михайлова, как и для его персонажа, первым большим и серьёзным шагом к популярности, и шагом удачным: эта роль тут же вывела Александра в число любимых актёров страны (наряду с мелодрамой «Приезжая», которая снималась почти параллельно и вышла почти одновременно).

В ролях других кинематографистов появились уже знаменитые исполнители: режиссёра сыграл Вадим Захарченко, оператора — Семён Фарада, актёра, которого дублировал Русанов, — Александр Лазарев,

юную сестру Юрия — Марина Дюжева. В образе ещё одного режиссёра появился Александр Вокач, а в его супругу-актрису, которой случайно помог Русанов, перевоплотилась Руфина Нифонтова.

В небольших эпизодических ролях, даже бессловесных, видны Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов, Владимир Гусев и Виктор Шульгин, Владимир Грамматиков и Алексей Миронов, Николай Скоробогатов и Евгений Моргунов, Люсьена Овчинникова и Эльза Леждей, Леонид Каневский и Борис Сморчков.

В крошечном эпизоде мелькнул патриарх советского кино режиссёр Марк Донской, а предпоследнюю роль в сыграл Николай Сергеев, один из старейших актёров страны, родившийся ещё в 19 веке (на момент съёмок ему было за 80!).

Картина «Риск — благородное дело» вышла в начале 1978 года. У Якова Сегеля получился тёплый и трогательный фильм, где нет отрицательных героев.

Режиссёр показал закулисье без интриг и подсиживаний, где коллеги-кинематонрафисты не ссорятся и не склочничают, а помогают друг другу и охотно принимают в свои ряды неопытных новичков.

Реальность оказалась не менее приятной: «Риск — благородное дело» подарил узнаваемость Александру Михайлову, и после премьеры режиссёры наперебой стали приглашать актёра сниматься, и, по большей части, в главных ролях.

А вы считаете профессию каскадёра опасной?

Оцените статью
Фильм про изнанку кино, где советские знаменитости сыграли сами себя
Марина Зудина: предвидела роман с Табаковым, молчала о рождении внучки, не стесняется возраста