После его представления на кинофестивале в Венеции о Ларисе заговорили громко, стало понятно, что в кинематографе, не только советском, а и мировом, появился новый мастер со своим нетривиальным взглядом и неповторимой манерой.
И это было немного странно, потому что в Советском Союзе фильм не оценили, критики сочли его слишком сложным, а многие зрители назвали рваным и тягучим.
Родилась идея ленты о кризисе сорокалетних ещё в конце шестидесятых. Геннадий Шпаликов, писатель, поэт, сценарист, написал кинороман «Пробуждение», которыё и лёг в основу сценария, написанного уже совместно Ларисой Шепитько и им самим. Режиссёр с самого начала, даже ещё когда идея не оформилась,
точно знала, что у неё снимется Юрий Визбор и даже заранее, за пару лет, попросила его подготовиться и выделить время.
Когда сценарий появился, Юрий Визбор получил роль Саши, одного из двух главных героев.
В центре ленты «Ты и я» не два персонажа, как кажется из названия, а три. Это два друга, которые когда-то были молодыми, одарёнными перспективными врачами-нейрохирургами, а теперь променяли медицину на спокойную жизнь.
Один, Саша, переквалифицировался в чиновники, другой, Пётр, несколько лет назад уехал за границу и стал врачом при посольстве в Швеции. А ещё тут есть жена Пети Катя, к которой давно неравнодушен Саша, но он не позволяет себе становиться на пути друга.
Начинается повествование в тот момент, когда Петя, а потом и Катя возвращаются в Москву и по очереди встречаются с Сашей. Все трое переживают кризис, все трое задумываются о том, правильно ли выбрали путь, идут ли по верной дороге и главное — что будет завтра.
На роль Пети Лариса Шепитько попробовала массу кандидатов. В их числе были Юрий Соломин, Георгий Тараторкин, Владимир Высоцкий. Последний прошёл пробы отлично и уже шли переговоры о его участии в съёмках, но по ряду причин в фильмы Высоцкий так и не попал. Роль Пети сыграл Леонид Дьячков, сегодня, увы, ушедший в забвение.
А вот в шестидесятые-семидесятые Леонид был настоящей театральной звездой, выступавшей на сцене ленинградского Театра Ленсовета, его высокого ценил режиссёр Игорь Владимиров, тогда руководивший театром. Кроме того, Дьячков снялся у Ларисы Шепитько в её предыдушей ленте «Крылья» (1966), где они нашли общий язык.
Роль Кати предназначалась Белле Ахмадулиной.
Юрий Визбор рассказывал, что они с Белллой репетировали месяцами, хотя ему казалось, что поэтесса — не самая подходящая претендентка на роль Кати. Да и худсовет «Мосфильма», где планировалась работа, приглашение Ахмадуллиной не одобрял.
Ларисе Шепитько стоило немалых усилий добиться разрешения, но буквально накануне начала работы стало известно, что Белла Ахмадулина сниматься не будет. Совершенно разбитая Лариса Шепитько приехала к Визбору.
К счастью, в тот вечер была дома соседка Юрия, которую он и предложил Ларисе в качестве замены.
Это была актриса Алла Демидова, и ей пришлось принять решение за пару часов. Алла Демидова согласилась. И это стало невероятной удачей и для неё, и для картины.
Роль юной Нади, неудачно попытавшейся расстаться с жизнью, но спасённой Петром, сыграла Наталья Бондарчук.
Она попала к Шепитько по протекции: её порекомендовал Андрей Тарковский. Он тогда пробовал Бондарчук в «Солярис» (1972).
Наталья очень хотела сыграть Хари, но Тарковский счёл её слишком молодой (особенно на фоне уже взрослого Донатаса Баниониса) и отказал, но попросил приятельницу Шепитько посмотреть Наталью.
Молодая актриса Ларисе Шепитько понравилась, она взяла её в группу. А чуть позже Бондарчук попросила режиссёра показать отснятый материал Тарковскому. Тот, посмотрев эпизоды, изменил мнение о Наталье и взял-таки её в «Солярис».
Съёмки Лариса Шепитько организовала масштабные, группа побывала даже в Цюрихе и Норильске. Но, как ни странно, самыми сложными оказались съёмки в Москве. Эпизод в цирке, которые многие находят смешным (хотя мне кажется, это настоящая трагедия), довёл режиссёра до больницы. Юрию Визбору нужно было скакать по арене цирка на лошади.
Для этого он, лошадей прежде видевший издали полтора месяца ежедневно тренировался в Цирке на Цветном бульваре под руководством Мстислава Запашного.
В день съёмок в цирке собрали три тысячи статистов, но, как назло, то и дело возникали технические сложности и ссоры в группе. К вечеру не было снято ни одного толкового кадра. В десять цирковые осветители выключили софиты и заявили, что работа окончена.
Кадр из фильма. Слева — дрессировщик Мстислав Запашный в роли самого себя, справа — клоун Андрей Николаев, тоже в роли самого себя. Саша, герой Юрия Визбора, уселся на скакуна задом наперёд
Уже разгорячённая Шепитько поднялась к ним, устроила гневную разборку, заплатила из собственного кармана и выторговала ещё полчаса. За это время сняли всё, что не могли сделать за целый день. Однако
Лариса после этого слегла, ходили даже слухи, что у неё был инфаркт. Косвенным подтверждением этого может быть тот факт, что в течение нескольких дней на площадке она не появлялась и на съёмках её заменял супруг, режиссёр Элем Климов.
В заключение добавлю ещё несколько фактов. Музыку для «Ты и я» написал Альфред Шнитке, костюмы делал Вячеслав Зайцев, в эпизодах появились Леонид Марков, Виктор Шульгин, Александр Ширвиндт, Александр Январёв, Олег Ефремов, Владимир Носик, правда, с голосом Германа Качина (и представьте, даже не все эти громкие имена указаны в титрах!).
А ещё в «Ты и я» виден знаменитейший советский хоккеист Анатолий Фирсов в роли самого себя.
Мелодраму «Ты и я» к выходу подготовили в 1971 году. Чиновники ленту не приветствовали, в кинотеатрах она пошла сначала вторым, а потом и третьим экраном. Но
в 1972 попала на Венецианский кинофестиваль, где стала событием, а режиссёру Ларисе Шепитько вручили Серебряный приз программы «Венеция — молодёжь».
Только вчера я отвечала на комментарий подписчика, что раньше были актёры так актёры. В качестве иллюстрации советской актёрской школы советую эпизод, когда Саша, окрылённый после ночи с Катей, бежит домой с утренними покупками и видит, как Катя спешно пытается ускользнуть.
За пять минут на экране Юрий Визбор и Алла Демидова без единого слова, просто смотря друг на друга, прожили половину жизни. Даже если вы не хотите смотреть весь фильм, не пожалейте пяти минут на эту сцену (примерно на 80-85 минутах).