И все же этот фильм стал одним из самых интересных фильмов перестроечного кино. Должно быть потому, что это полноценное художественное кино, позволяющее умному зрителю оценить себя со стороны.
Ведь главная идея фильма «Сад желаний» — исследование человеческой души, то есть, собственно, то, чем и должно заниматься искусство. Этот фильм – продукт Перестройки, потому что до нее он бы просто не был снят.
В подобном поэтическом ключе Хамраев снял свой предыдущий фильм «Триптих», выполненный в таком же поэтическом ключе. Сколько препятствий пришлось преодолеть режиссеру!
Досталось ему и за киноленту «Я тебя помню», в которую вмешалась цензура.
О чем же фильм «Сад желаний»?
«1941 год. Три сестры приезжают в начале лета к бабушке в деревню. Мир представляется им огромным «садом желаний», все ждут с нетерпением дня рождения Аси, которую не покидает предчувствие надвигающейся беды. Съезжаются гости, но нет родителей.
Ася пока не знает, что отец объявлен «врагом народа», и что война совсем близко…»
Этот фильм о встрече девушек с возвышенным чувством, переживание любви, растерянности от этого чувства, подчиняющего себе человека. Сердце главной героини покорил развязный мужчина Сергей, который на светлое чувство Аси отвечает хамством.
Автор противопоставляет душевную красоту, искреннее чувство и духовное уродство того, к кому это чувство обращено. Противопоставляет любовь искренность – войне, жестокости жизни.
За частной историей о трех девушках стоит эпоха, история, потому что этот фильм не только о личном, он о нашей стране.
Три главные героини – Ася, Томка и Валерия живут на пересечении реальности и мечты в годы войны. Для них «Сад желаний» — это небольшой оазис уютного счастья, где есть красота природы и человеческой души, любовь бабушки, домашний очаг.
И вот на экране появляется человек в кепке и сапогах. Оперативник, стукач. Он прибыл в Поповку, чтобы выслуживать беглого зэка Павла, двоюродного брата девушек в исполнении Александра Феклистова.
В лице Павла есть и нежность, и ярость. Он вернулся в родное гнездо вместе с напарником — узбеком, чтобы отомстить предавшего его брака Николая. Брат брату перестал быть братом, а чужой узбек стал почти родным.
В этом фильме у каждого персонажа есть своя нравственная позиция, которая вполне оправдывает их поступки.
Эпизод учений Осоавиахима, во время которых бежит толпа в противогазах под голос из репродуктора «О Сталине мудром, родном и любимом» при своей бытовой натуралистичности стал страшной метафорой времени, которое отняло у человека лицо.
Война отнимет у трех героинь это короткое уютное счастье, и затянет в круговорот взрослой жизни. Жестокой, серой и тоже короткой.