Фильм, в котором Любовь Полищук стала вавилонской ветреницей

В 1980 году киностудия имени Александра Довженко представила ленту с необычным названием — «Вавилон XX».

 Это была дебютная работа уже прекрасно известного зрителям украинского актёра Ивана Миколайчука, которого в своё время прославила лента Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (1964).

Миколайчук давно вынашивал идею попробовать себя как режиссёр и наконец это случилось. Мало того,

на картине «Вавилон XX» Миколайчук был не только режиссёром, но и сценаристом, исполнителем главной роли и даже композитором.

В основе сценария фильма — роман писателя Василия Земляка «Лебединая стая». Земляк с кино был близок: он ещё в шестидесятые пришёл на киностудию Довженко, был там редактором, писал сценарии.

Написав роман в 1971, он почти сразу стал думать об экранизации, но не видел подходящего режиссёра. Когда спустя несколько лет перенести роман на экран предложил Миколайчук, Земляк засомневался: всё-таки

Миколайчук был актёром, пусть и известным и очень даровитым, а не режиссёром. Но писатель рискнул.

Вместе Земляк и Миколайчук написали сценарий по мотивам романа, но название фильм получил другое — «Вавилон XX». Его предложил Иван Миколайчук, чтобы подчеркнуть, что

то, что происходило в стране в первой четверти двадцатого века было сущим Вавилоном, когда множество сил боролись друг против друга и на находили общего языка.

По настоянию цензуры сценарий несколько раз переделывали, но в конце концов утвердили.

Ряд ролей Иван Миколайчук писал сразу под своих давних товарищей: Борислава Брондукова, Игоря Гаврилюка, Константина Степанкова.

На другие роли исполнители пробовались. Таисия Литвиненко, сыгравшая любвеобильную Прыську рассказывала, что

на пробах Иван Миколайчук обращал внимание не столько на актёрскую природу претендентов, сколько за природу человеческую: как реагирует на природу, как он смотрит на лес, небо, солнце, что отмечает вокруг себя.

Так в ленту попали Раиса Недашковская и Ольга Матешко, Ярослав Гаврилюк и Анатолий Хостикоев.

А вот насчёт исполнителя роля сельского философа Фабиана, ключевого персонажа, Миколайчук сомневался. Он попробовал несколько артистов, но так и не увидел ни в ком задумчивого Фабиана и в итоге решился играть сам.

Были сложности и с главным женским персонажем.

На роль Мальвы пробовались десятки актрис, а ассистенты объездили едва ли не всю Украину в поисках исполнительницы, но безуспешно. Тогда Миколайчук решил поискать артистку в Москве.

Миколайчук видел в роли Мальвы актрису с украинским колоритом, но европейским стилем, не красавицу в духе кровь с молоком, а утончённую женщину, приковывающую все взгляды.

Прошерстив картотеки столичных киностудий, ассистент режиссёра так не смогла подобрать кандидатуру. Но в один из последних дней она оказалась на эстрадном концерте, где её внимание привлекла одна из участниц в гриме мулатки.

Яркой грациозной танцовщицей с выразительной пластикой оказалась Любовь Полищук, тогда уже набиравшая популярность. Она-то и сыграла вавилонскую обольстительницу Мальву.

Очередная проблема настигла режиссёра, когда потребовалось найти натуру.

В истории фигурируют две части села — Нижний и Верхний Вавилон, и Миколайчук начал активный поиск пасторальной натуры с украинских областей.

Объездив большую часть республики, ничего подходящего он не нашёл, но потом подумал, что, возможно, что-то интересное найдётся в окрестностях Киева.

И действительно, помощники обнаружили симпатичную деревеньку, сохранившую атмосферу начала века.

В ней не было даже гостиницы, так что членам съёмочной группы пришлось жить в обычных деревенских домах. Позже участники съёмок вспомнили, что на площадке была необыкновенная атмосфера, доброжелательная, семейная, почти любовная.

Иван Миколайчук любил импровизации и поощрял, когда актёры что-то придумали прямо на съёмках, поэтому много крошечных, но красноречивых деталей появилось в ленте прямо по ходу работы.

Материала отсняли очень много: режиссёр рассчитывал на двухсерийную картину.

Но при утверждении на киностудии чиновники ополчились на дебют Миколайчука и настояли на удалении множества эпизодов, из-за чего фильм сильно укоротился и стал односерийным.

Но романтичный финал, который многим изначально показался чужеродным и неуместным (два лебедя плавают в полынье), Иван Миколайчук всё же отстоял, ведь это был почтительный реверанс в сторону романа «Лебединая стая», который лёг в основу фильма.

В апреле 1980 года «Вавилон XX» пришёл к зрителям. Отношение к дебюту Ивана Миколайчука было неоднозначным.

Одни увидели в нём драму в сочетании с лирической комедией, другие рассмотрели героико-патриотическую тему, третьи нашли, что «Вавилон XX» — колоритное бытописание украинской деревушки, четвёртые утверждали, что это фантасмагорическая притча.

Сам Иван Миколайчук говорил, что снимает «быль» о сложных, запутанных, трагических, а порой и весёлых временах. «Вавилон XX» он сравнил с мозаичной картиной из цветных стёклышек и это, пожалуй, лучше всего характеризует ленту.

Оцените статью
Фильм, в котором Любовь Полищук стала вавилонской ветреницей
«Плодился и размножался». Женщины и дети Михаила Жванецкого