Главными героями новой картины Юрия Егорова стали самые обычные люди — девушка-конструктор и молодой монтажник с телефонной станции.
Галя явно симпатизирует Алексею и регулярно вызывает именно его якобы для очередной починки телефона, вызывая насмешки у его коллег.
Но оказывается, что и сам парень в девушке заинтересован, у них начинаются отношения и уже очень скоро пара отправляется в родной город Алексея в качестве жениха и невесты.
Но после возвращения они всерьёз ссорятся из-за неприятного рабочего недоразумения у Алексея и расстаются.
Роли Гали и Алексея получили молодые актёры Жанна Болотова и Станислав Любшин. Для Жанны Болтовой это была лишь третья работа, однако её слава была колоссальной.
Артистка стала знаменитой сразу же после дебюта — мелодрамы «Дом, в котором я живу» (1957). Вторая роль, в ленте Сергея Герасимова «Люди и звери» (1962) только усилила любовь зрителей.
Станислав Любшин в популярности коллеге уступал, хотя в кино тоже уже снимался и был актёром театра «Современник». У Юрия Егорова Станислав впервые появился в большой центральной роли, фактически начав серьёзную кинокарьеру.
Любопытно, что в одной из предыдущих картин Станислав Любшин снимался вместе с юным начинающим актёром, студентом ВГИКа Олегом Видовым, делающим в кино первые шаги.
Олег снялся и в фильме «Если ты прав…» в эпизодический роли брата Алексея с буквально парой реплик (кстати, тут Олег Видов брюнет, а не эффектный блондин, которым его куда привычнее видеть).
В роли немногословного дедушки Гали, благодарю которому влюблённые помирились, появился Алексей Краснопольский. Ему доверили образ важный и для того времени актуальный (хотя многие считают, что несколько инородный).
По сюжету дедушка был репрессирован, отсидел в лагере на Колыме, где мыл золото, а позже был реабилитирован. Теперь он пишет книгу о лагерной жизни и отрывок даёт почитать Алексею (в качестве отрывка выступил рассказ «Самородок» писателя Георгия Шелеста).
Пересказывать подробности не буду, но в целом это рассказ о том, что в любых условиях нужно быть честным и верным своим убеждениям, и он прекрасно ложится на события, произошедшие в жизни Алексея, и заставляет того задуматься.
Рассказ в фильме — это не просто чтение, это эпизод из жизни с закадровым текстом. Его персонажи — репрессированные коммунисты, выживающие в непростых условиях и тоже неожиданно оказавшиеся перед моральным выбором.
Прежде так явственно и свободно говорить о жизни политзаключённых и показывать их без прикрас принято не было, это отчётливые веяния оттепели.
Есть мнение, что это сюжетное ответвление — дань тогдашней моде на разоблачения события тридцатых-начала сороковых, но, так или иначе, Юрий Егоров решился на некое новаторство, показав колымское бытование, где порядочными и совестливыми людьми могут командовать угловники.
Также у Юрия Егорова снялись Геннадий Сайфуллин, Валентин Грачёв, Григорий Лямпе, Иван Лапиков.
Но запомнился фильм не только добротным актёрским ансамблем, но и песней Владимира Лазарева и Марка Фрадкина «Ночной разговор», которая здесь звучит рефреном в исполнении Владимира Трошина.
Вторую волну популярности пережил «Ночной разговор», когда его стала исполнять Анна Герман.
В прокат фильм вышел весной 1964 года. «Если ты прав…» — не самый известный фильм Юрия Егорова, его затмили предыдущие и последующие работы («За облаками — небо» (1973), «Однажды двадцать лет спустя» (1980), «Отцы и деды» (1982)).
Однако смотреть его надо. Это очень атмосферный, по-настоящему оттепельный фильм с нашими замечательными актёрами, сделанный мастером кино. А ещё я отметила любопытную деталь.
Посмотрите этот 20-секундный отрывок из фильма. Вам не кажется знакомой реплика активистки, собирающей деньги для родившей коллеги?