Фильм «Приходите завтра» 1963 года режиссера Евгения Ташкова, и его главную героиню — Бурлакову Фросю — помнят все. Есть ли такие, кому незнаком этот персонаж — не знаю.
Всегда при пересмотре этой картины получаешь невероятный заряд позитивной энергии, оказываясь под влиянием настоящего таланта большой артистки, обаятельной Фроси в исполнении Екатерины Савиновой. В известной степени актриса сыграла саму себя, ведь сценарий был написан именно на основе ее личной жизненной истории.
Может быть, поэтому Екатерина Савинова так органична в роли, так естественна, так настояща.
Но, несмотря на позитивное, светлое впечатление от фильма, есть один момент, который мне никогда не был понятен. В каком бы возрасте я не смотрела картину — не могла найти ему какого-то объяснения.
Поэтому мне потребуется ваша помощь, ваше видение ситуации. Чуть ниже я остановлюсь на ней подробнее.
А пока продолжим о Фросе. Помимо ее безусловного музыкального таланта, всегда трогает и не оставляет равнодушным ее человеческая простота, она трогательна в своей наивности. Где бы ни находилась — не окружение начинает воздействовать на нее, подстраивая под себя, а наоборот. Это она заставляет окружение меняться, становиться проще и естественнее.
Так было и со скульптором в исполнении Анатолия Папанова, и с молодым человеком Костей. Рядом с Фросей невозможно было не стать лучше, искреннее, честнее.
Надеюсь, все вышесказанное делает мою симпатию к Фросе очевидной и безусловной.
Но… есть одно но.
Смотрите. Фрося Бурлакова приехала из глухой сибирской деревни в шумную, огромную Москву. Где поселилась у известного скульптора Николая Васильевича.
Николай Васильевич знать не знал никакую Фросю, они не были ни родственниками, ни друзьями друзей. Его адресок дал Фросе совершенно шапочно знакомый со скульптором, да и с самой Фросей, человек.
И вот представьте картину — к известному скульптору вваливается незнакомая девица с валенками и баулами. Мол, приехала поступать в артистки, поживу у вас пока. А тот ее знать не знает.
И что же делает наш Николай Васильевич? Впускает девушку в дом, без какого-то видимого неудовольствия. Выделяет ей спальное место, относится с симпатией и добротой.
Фросю водят в ресторан, искренне интересуются ее успехами в поступлении в Гнесинку. Ей не говорят, что она мешает, кого-то стесняет. Девушка в комфорте пребывает весь период, пока, наконец-то, не поступает в институт.
И что же происходит дальше? А дальше Фрося собирает пожитки и съезжает в общежитие. Это случается молча, в один из самых черных дней для Николая Васильевича.
Накануне он, подчиняясь внезапному душевному порыву, осознав, что его творчество — это не искусство, а подделка под него, разбивает практически все свои скульптуры. В немалой степени это происходит с подачи Фроси, которая невольно провоцирует Николая Васильевича на этот поступок своей искренностью и непосредственностью.
И вот на следующий день Фрося, узнав о поступлении в Гнесинку, собирает вещи и уходит.
Молча, не дождавшись, когда хозяин проснется, не сказав ему и пары слов благодарности. Была — и нет ее. Не считает нужным дождаться Николая Васильевича, чтобы сказать ему хотя бы простое «спасибо». Да что говорить — она даже после, по телефону, не удосуживается это сделать.
Фрося словно не понимает, что люди, принявшие участие в ее судьбе, приютившие ее у себя без единого слова неодобрения, отнесшиеся к ней с искренней симпатией — нуждаются как минимум в добром слове и нормальном, человеческом прощании.
Я уже не говорю о том, что Фрося стала свидетелем творческого кризиса Николая Васильевича и чисто по-человечески могла бы дождаться и поддержать его.
Ради справедливости — Фрося все-таки передает Николаю Васильевичу «спасибо», когда уходит. Через домработницу. Мол, передайте ему. Чем так — лучше никак. Лучше бы уж записку написала. Благодарить человека за помощь нужно не через кого-то, не через третьи руки.
Но нет, поступил человек в Гнесинку, получил общежитие — и все, ничья помощь больше ей не нужна, вмиг все забыты. Отслужили свою службу — и хватит с вас.
И вот этот момент неблагодарности — он настолько не вяжется с общей, симпатичной и доброй аурой героини, что я все время ищу ему объяснение. Почему она так поступила, в чем причина. Не понимаю.
И вообще — в благодарности ли дело, или просто Фрося в целом такой человек — идущий к своей цели и без сожаления оставляющий позади себя всех, кто уже ничем не может помочь?
Поэтому и надеюсь на вас. Возможно, вы сможете как-то по-другому интерпретировать этот момент в сюжете.
Кстати, в последствии друг Костя тоже будет упрекать Фросю в безразличии к нему. Мол, тебе и дела до меня нет, что есть я, что нет меня. Но там наша Фрося уже студентка, она уже вся в музыке, и естественно, что на первом месте для нее стоит творчество. Я бы не стала судить ее строго.
В отличие от эпизода со скульптором, на которого Фросе стало наплевать сразу же, как она достигла своей цели и он перестал быть ей нужен.
Буду рада, если вы сочтете, что я сгущаю краски и на самом деле все не так уж и плохо с Фросей и ее эмпатией. И выскажете свое отношение неслучившемуся «спасибо» от Фроси.