Трогательная, добрая и слегка ироничная история о простой девушке, которая преодолев свои комплексы и природную застенчивость, расправила крылья и обрела свое счастье. Что может быть прекрасней для девушки из бедной семьи, которая могла только мечтать о красивых нарядах и галантных кавалерах. В первой половине 20-го века, жизнь американских женщин была тяжела, и они нуждались в таких романтических историях, и фабрика грез им их предоставляла. Сюжет- сказка о Гадком утенке таким образом стала одной из визитных карточек Старого Голливуда.
В сытые и стабильные годы Брежневского застоя советские кинематографисты стали все чаще обращать свой взор на заокеанских коллег и стало модным перекладывать голливудские сюжеты на советскую действительность и историю гражданской войны. Накануне перестройки, безвозвратно разрушившей жизненный уклад людей из классического СССР режиссёр Геральд Бежанов перенес на советские экраны голливудскую историю о Гадком утенке. Эксперимент получился интересным, фильм вышел не только смешным и увлекательным, но и стал художественным отображением эпохи.
В главной роли режиссёр видел только Ирину Муравьеву, однако после успехов картин «Москва слезам не верит» и «Карнавал», актриса получала большое количество предложений новых ролей, и подходила к вопросу их выбора очень придирчиво. Играть «Гадкого утенка» Муравьева поначалу отказалась, но режиссер был настойчив, и даже стоял перед актрисой на коленях. В конечном итоге Муравьево согласилась. И не прогадала. Эта роль стала одной из самых ярких в фильмографии актрисы.
В начале фильма мы застаем главную героиню Надю Клюеву приятной советской девушкой, которая воспринимается окружающими мужчинами не как симпатичная женщина, а как товарищ и друг. Ее жизнь изменилась после знакомства с Сусанной, женщиной антисоветской во всех отношениях, Сусанна вобрала в себя все самые модные тенденции позднесоветского мещанства, и взялась за новую подругу, намереваясь сделать из нее женщину с большой буквы.
И главная героиня действительно начала преображаться из миленькой, но серенькой девушки в модную красавицу. Важной частью в преображении героини была смена гардероба, но на «Мосфильме» подходящего для модницы того времени реквизита не было и актрисы принесли для съемок свои вещи.
По ходу действия выясняется, что семейное благополучие Сусанны сплошная лож, а жизнь фальшь, прикрытая мещанским лоском. Увидев обратную сторону бытия Сусанны, которая живет бесполезной и унылой жизнью Надя возвращается в прежнее свое состояние советской девушки, но уже с более обширным жизненным опытом.
В плане романтической составляющей, в фильме применена несколько усложненная, но все же голливудская схема. В наличие красавец мужчина симпатию, которого героиня стремится завоевать. Есть плут, который хитростью хочет заполучить героиню и двигает своими действиями сюжет, но девушка ему не достается. А еще есть хороший, но скромный парень, влюбленный в героиню, которого она до поры до времени не воспринимает как кавалера.
При ближайшем рассмотрении красавец, как то не по-голливудски, оказывается пустым, циничным человеком, и посредственным специалистом. Чем ближе мы как зрители узнаем этого героя, тем более отталкивающим он становиться. Вполне логично после более глубокого знакомства с личностью красавца, героиня обращает внимание на влюбленного в нее хорошего парня и они сближаются.
Казалось бы счастливый финал. Только зрителя не покидает предчувствие, что у интересной Нади ничего не сложится с этим хорошим, но при всех своих достоинствах занудным человеком. Созданный по лекалам Старого Голливуда, на изломе советской цивилизации фильм получился очень не голливудским.