Сложно представить многие советские фильмы без участия этого замечательного актера, вносящего «изюминку» в сюжет и общую картину фильма. Готлиб Ронинсон никогда не был «звездой» всесоюзного масштаба, но его любили зрители, порой даже не зная имени актера.
Лишь единожды Ронинсону удалось сняться в одной из главных ролей. Эта была работа в фильме Рязанова «Зигзаг удачи», больше шанса выйти из рамок эпизода актеру, увы, не представилось. Однако роль в фильме Рязанова сам Ронинсон творческой удачей, отнюдь, не считал.
Ронинсон появился на свет в немецко-еврейской семье, в Вильне (сейчас это Вильнюс) в 1916 году. Вскоре семья переехала в Москву, и вскоре после переезда отец ушел к другой женщине. Воспитывала Готлиба мама.
Ронинсона многие считали чудаковатым и странным. И на то были причины. Как-то он принес в театр надгробный камень, на котором было выгравировано его имя. Не было только даты смерти. Камень он попросил сохранить на складе, где хранились театральные декорации.
Большинство из коллег поняли этот поступок – актер боялся, что когда его не станет, позаботиться о памятнике просто будет некому. Ронинсон был очень одиноким человеком. Всю жизнь он прожил с матерью, а когда ее не стало, актер остался совершенно один.
В кино Ронинсон дебютировал в 1953 году. Однако до 1962 года все роли были крошечными, проходящими и даже без слов. Лишь 1962 году Ронинсону наконец-то дали роль со словами – он сыграл бармена в фильме «Кубинская новелла». А в 1966 году Ронинсон сыграл у Рязанова в фильме «Берегись автомобиля» роль Начальника Деточкина. На тот момент актеру уже перевалило за 50.
А вскоре на талантливого актера обратили внимание и другие режиссеры, и Ронинсон наконец-то вошел в число лучших актеров эпизода. А театралы с удовольствием ходили «на Ронинсона» и спектакли с его участием всегда срывали бурные аплодисменты.
До начала 80-х годов актер появлялся в 2-3 фильмах в год. Иногда его амплуа эдакого нелепого и неприспособленного к жизни человека оказывалось востребованным не только в комедийных, но и в вполне себе серьезных фильмах. Так, в 1970 году Ронинсон сыграл в фильме «Бег».
А в 1971 году он сыграл роль председателя бубличной артели Кислярского в фильме Гайдая «Двенадцать стульев». И это был настоящий успех. О Ронинсоне тогда много писали кинокритики, которые раньше не уделяли его персоне много внимания.
Ронинсон был не только талантливым актером – он был очень отзывчивым человеком. Коллеги по театру знали – если захворал, надо обращаться к «дяде Гоше». У Ронинсона были связи в лучших клиниках столицы и он никогда не отказывал в помощи – договаривался и «пробивал». А еще Ронинсон обладал удивительными способностями – мог быстро снять головную или зубную боль.
Связи в медицинских кругах у Ронинсона были по одной простой причине – он сам не отличался крепким здоровьем и регулярно посещал специалистов. С четырех лет актер страдал от эпилепсии, поэтому, зная о своей болезни, умел с помощью медикаментозного лечения держать свое состояние под контролем.
Тяжелая болезнь и заикание не добавляли Ронинсону уверенности в себе. С детства он отличался крайней застенчивостью, однако, мечтал стать артистом и грезил о сцене. Сначала он пел в Большом детском хоре, а в юношестве начал играть в массовке, в Большом театре.
Когда началась война, на фронт Ронинсона не взяли из-за эпилепсии, но при этом Готлиб активно занялся организацией эвакуации детских учреждений. Они с матерью были эвакуированы в Челябинскую область, где Ронинсон стал воспитателем в детском доме. Помимо основной работы он организовывал концерты, сборы от которых отправлялись в помощь фронту.
В Щукинское училище Ронинсона «привела» Нина Архипова, позже Готлиб играл в ее дипломном спектакле. Он учился на курсе с Владимиром Этушем, Еленой Измайловой и другими известными актерами.
Настоящая актерская удача пришла к Ронинсону в 1976 году. Тогда он сыграл эпизодическую роль бухгалтера в картине «Раба любви». В крохотном эпизоде актеру удалось мастерски показать трагическую судьбу целого поколения. Зритель и улыбается и сочувствует, глядя на персонажа, которого сыграл Готлиб.
С началом 80-х актер стал сниматься все реже и реже, а в начале 90-х Ронинсон сыграл лишь несколько проходящих ролей, о которых даже не любил вспоминать. В театре тоже работы практически не стало, и одиночество накрывало пожилого актера все более удушающими волнами.
Артист был совершенно одинок – родни не осталось, поэтому свои сбережения он решил завещать детскому дому. Заблаговременно Ронинсон составил завещание и даже представить не мог, что все его сбережения обесценятся буквально в один день. Случившееся сильно ударило по и без того слабому здоровью актера.
Ронинсон, несмотря на то, что работы в театре было не так много, приходил одним из первых, даже когда в этот день не был занят на репетиции. Он не хотел оставаться в одиночестве. Поэтому представить, что он сорвет спектакль или не явится на «прогон» было просто невозможно.
И поэтому когда Ронинсон не явился на спектакль, все всполошились. Долго звонили, но никто не брал трубку. Тогда на квартиру к Ронинсону поехали коллеги, в том числе, Семен Фарада, который был очень дружен с Готлибом Михайловичем. Однако приехав на квартиру они обнаружили – помочь Ронинсону уже не в силах никто. Актера не стало 25 декабря 1991 года.
На месте упокоения Ронинсона установлен тот самый камень, который он когда-то принес в театр и оставил на складе декораций. На нем есть надпись: » Я любил одинаково горячо всех людей разных вероисповеданий. Бог един!».