Утром 3 апреля 1996 года актер Ян Пузыревский пришел к бывшей жене, чтобы навестить сына. Она же ушла к родственникам, оставив их вдвоем.
Позже он позвонил ей и крикнул: «Выходи и смотри!» В тот момент Пузыревский держал полуторагодовалого мальчика на руках, чтобы меньше чем через минуту совершить самоубийство, забрав на тот свет с собой еще и сына.
В этом году, 30 декабря, любимцу всей страны после роли Кая в культовом фильме «Тайна Снежной королевы» могло бы исполниться 55 лет.
Возможно, зритель увидел бы его сегодня опытным и зрелым актером, который нашел свой путь в кино и жизни. Однако 28 лет назад, на пике своей карьеры, когда его имя было на слуху, Ян внезапно ушел из жизни.
В ежовых рукавицах
Семья Пузыревского далека от идеала. Его отец не смог сохранить семью — измены и пагубные привычки разрушили брак спустя девять лет. Мать пыталась снова поверить в счастье, вступив во второй брак, но и он оказался неудачным.
В этой атмосфере разочарований, несмотря на все свои недостатки, она продолжала искать утешение, надеясь быть хорошей матерью для маленького Яна, который остался рядом с ней, наблюдая за ее попытками быть счастливой, и дочери Ольги.
Первые годы жизни мальчика были похожи на пребывание под стеклянным колпаком. Все его существование находилось под жестким контролем матери, вызванным ее вечным страхом за его здоровье.
Ян с детства страдал от аллергий и частых приступов кашля, что делало его жизнь еще более замкнутой и отчужденной.
Он чувствовал себя изолированным, и даже отношения с сестрой Ольгой не приносили ему утешения. Мать стала для него настоящей «снежной королевой», не позволяя братьям и сестрам найти общий язык.
Театр стал спасением
Но все изменилось, когда ему исполнилось 10 лет. Мать, увидев в нем желание жить по-другому, привела Яна в театральную студию Вячеслава Спесивцева. Это было как глоток свежего воздуха для мальчика.
Здесь он почувствовал себя живым, свободным — на сцене он не был под контролем, он был собой. И это было не просто увлечение — театр стал для Яна настоящим избавлением от того, что его окружало дома.
Вскоре Яна заметили кинорежиссеры. В 12 лет он оказался в центре внимания, получив свою первую роль в сказке «Осенний подарок фей». Но это был только первый шаг.
В 13 лет он сыграл главную роль в «Господине гимназисте», а через три года, в 16 лет, оказался в числе звезд экрана, сыграв Кая в «Тайне Снежной королевы».
Те съемки в Ялте — его первые воспоминания на пути в актерской деятельности. Вместо школьных уроков — грим, сцены с именитыми актерами.
Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Вия Артмане — они становились не просто коллегами, но и настоящими учителями, передавшими Яну богатый опыт актерского мастерства, который он запомнил на всю жизнь.
Когда фильм вышел на экраны, его имя стало известно всей стране. Узнаваемость была неотвратимой. Девочки собирались в толпы, а Ян стал героем фанаток, бесконечно любящих его на экране.
После завершения съемок Ян продолжил карьеру. Он прошел обучение в Щукинском училище, начал выступать в Театре драмы и комедии на Таганке, отправился на гастроли за рубеж.
Однако золотые времена быстро стали ускользать. Вместе с распадом Союза в кинематографе наступил кризис. Таланту Пузыревского было некуда податься, и актер оказался в пустоте — кино почти не снимали, в театре заработки были ничтожными.
И вот — драматический поворот. Парень, которого когда-то обожала вся страна, решает стать барменом, чтобы хоть как-то свести концы с концами.
Жизнь за кулисами была совсем иной, чем казалось на экране. Сестра актера, Ольга, вспоминала, что Ян всегда был таким же закрытым и своенравным, как его герой в фильме.
«Холод и пренебрежение, которые он выказывает Герде, я невольно переношу на наши отношения с братом. И сожалею, что в отличие от девочки из сказки не нашла в себе сил переступить через обиды и уберечь Яна от трагедии», — призналась она.
Еще одна попытка выбраться на волю
В возрасте 18 лет Ян Пузыревский решил сделать еще один шаг, который навсегда изменил его жизнь. Он женился на Людмиле, своей однокласснице, с которой знаком был со школьных лет.
Этот брак был стремительным, почти импульсивным решением. Возможно, Ян просто хотел вырваться из-под контроля матери и начать жить по своим правилам, освободившись от её всевидящего взгляда.
Однако его выбор не был принят с радостью в семье. Мать не одобрила невестку, а отношения между женщинами так и не сложились.
Через пять лет после свадьбы в их семье родился сын Иштван, но даже и это радостное событие не смогло улучшить атмосферу в доме. По словам сестры Яна, их отношения нельзя было назвать настоящей любовью. Скорее, это была одержимость с ее стороны и чувство собственности с его.
Вместо желанной гармонии в семье царили только напряжённость и взаимные упрёки. Мать, неудовлетворенная выбором сына, продолжала подливать масла в огонь, постоянно критикуя невестку за недостатки в ведении хозяйства. В итоге недовольство переросло в претензии со стороны Яна.
Но самое болезненное в этой ситуации — его измена. Ян не раз подводил жену, не скрывая предательства и при этом обвиняя ее в вероломстве. Поняв, что ее терпение не бесконечно, Людмила предложила развод.
Ян, хоть и сопротивлялся, уехал в итоге к матери. Недолгие встречи между бывшими супругами ради сына заканчивались ссорами и взаимными упреками. Постоянное напряжение усугублялось тем, что Ян стал все чаще обращаться к алкоголю, пытаясь утопить свои эмоции в спиртном.
Последствия трагедии
Роковое 3 апреля 1996 года. Тела Яна и его сына нашли под окнами. Мальчик чудом выжил, а Ян — нет. Его жизнь оборвалась мгновенно.
Сестра Ольга долго не могла простить себе, что не смогла вовремя распознать всю глубину того, что происходило с братом. С самого детства ей казалось, что Ян живет на грани, будто вот-вот сорвется.
Она часто вспоминает, как он шутил, что может уйти из жизни, но тогда эти слова воспринимались как чересчур эмоциональные заявления, ничем не подкрепленные.
Однако когда он действительно пытался продемонстрировать свою безысходность, например, в разгар ссоры с женой, вылезая на карниз или цепляясь за перила балкона, все воспринимали это скорее как спектакль, чем как реальную угрозу.
Тогда никто не задумался, что за такими поступками стоит настоящая боль. Близкие пугались, но думали, что он просто ищет внимание.
После его смерти за ним остались слухи, многозначительные разговоры и попытки найти виновных. Кто-то упрекал его жену, кто-то – мать. Одни считали, что его подкосила творческая неудача, ведь с детства все шло ему легко, а теперь он оказался никому не нужным.
Другие говорили, что у Яна был перфекционистский характер: он хотел быть не просто хорошим актером, но и отличным отцом, но идеалы, которые он ставил перед собой, оказывались недостижимыми.
Некоторые его коллеги пытались объяснить уход актера мистическими причинами. Он не раз играл в фильмах и спектаклях персонажей, которые умирали молодыми.
Они говорили, что его уход был неминуем, как неизбежный финал. Но искать виновных уже не имело смысла. По всей видимости, Ян сам принял решение. Ему было всего 25 лет.
Людмила, его бывшая жена, спустя какое-то время вновь вышла замуж. Ее новый супруг принял их сына Иштвана как родного, и семья переехала во Францию, где живут и по сей день.
Иштван же стал настоящим красавцем, похожим на своего отца, как две капли воды. Он пошел по стопам отца, став актером.