Художественный вымысел в «Калине красной», за который Шукшина раскритиковали в воровском мире

Долгое время советское кино и тюремная реальность существовали на абсолютно непересекающихся орбитах. Идеология того времени утверждала, что подавляющему числу советских граждан была присуща высокая степень социальной ответственности. Преступлениям же отводилась роль редкого безобразного исключения, не стоящего никакого общественного внимания. По этой причине в кинофильмах преступившим закон отводилось место не более чем фона, на котором проявлялись лучшие качества людей, противостоящим криминалу.

На этом фоне фильм Василия Шукшина «Калина красная», появившийся на экранах в 1974 году, стал для советских зрителей открытием не только по причине талантливой постановки и безупречной актёрской игры, но и по теме, которая до сей поры оставалась за гранью запрета. При этом мало кто представлял неприятности, которые пришлось пережить создателю фильма. Попробую перенести своих читателей в то уже далёкое от нас время…

Ценой здоровья

Зрители были в восторге, советская критика отозвалась о фильме Шукшина более чем благосклонно, но до этого было отрицательное заключение руководства студии «Мосфильм». Его чиновники из худсовета разразились более чем разгромной рецензией. Узнав об этом, серьезно болевший Шукшин сбежал из больничной палаты буквально в тапочках и пижаме и немедленно принялся за доработку картины.

Пришлось добавить дополнительные сцены, свидетельствовавшие о нравственном перерождении Егора Прокудина. Боли от язвы желудка настолько изматывали режиссёра, что он бледнел и валился в постель, но через какое-то время вновь возвращался к письменному столу. Те, кто был с ним рядом в эти моменты, говорили, что наибольшие страдания ему приносила не физическая боль, а необходимость по живому перекраивать любимое детище. Ради выхода «Калины красной» на экраны Шукшину пришлось убрать из фильма не только дорогие ему сцены, но даже проститься с некоторыми персонажами.

Недовольство криминального мира

При создании фильма Шукшин прибегал к советам настоящих бандитов. На съемки приглашали бывшего заключенного, который показывал, как происходят типичные бандитские разборки.

И, разумеется вышедшую картину «Калина красная» горячо обсуждали те, кто побывал в заключении. Некоторые даже писали ее создателю письма, где утверждали, что тот неправ со смертью Егора. По воровским законам нельзя лишать жизни решивших отойти от криминальных дел. В реальной жизни такого бы никогда не произошло.

Один из них, буквально по эпизодам разобрав фильм, сделал вывод: бандита Губошлёпа отправили бы за беспредел на тот свет его же «коллеги», если бы тот на самом деле зарезал Прокудина, да еще и в присутствии женщины.

Не фотография, а притча

Однако, по мнению многих рецензентов, фильм «Калина красная» ‒ не фотографическое отражение реальности, а, скорее всего, философская притча. А следовательно, гибель главного героя символична. Его настигает кара за прошлое ‒ проступки, которые он когда-то совершил. О смысле фильма продолжают думать и сегодня, а стало быть ‒ «Калина красная» остаётся актуальной по сей день.

Оцените статью
Художественный вымысел в «Калине красной», за который Шукшина раскритиковали в воровском мире
Максим Галкин отыскал причину покинуть Израиль во время войны