Классический же детектив – это интрига, сохраняемая до конца. Здесь – именно так. Мы до самой финальной точки не знаем, кто же убил (или не убил?) Женю Столетова, и капитан Прохоров напоминает
…Эркюля Пуаро из романов и рассказиков Агаты Кристи: беспрестанно подчёркивается его милая нелепость в сочетании с эстетскими слабостями (в романе это – дорогая обувь) и литературно-художественными интересами.
Во-вторых, это не вполне соцреализм, несмотря на тему плановых показателей, и дело не в том, что Женечек Столетовых в действительности и быть не могло в 1970-е годы, а подобный типаж мог иметь место в 1920-1950-х годах.
Виль Липатов – это символизм с налётом нравоучительного классицизма. Положительный герой-идеал носит фамилию Столетов, символизирующую вечность и он – Евгений (благородный),…
…его простоватый друг – Лузгин (лузга), бывший уголовник – Заварзин (заварзить – в разных местностях означало и запачкаться, и егозить, и даже хитрить), самый отрицательный персонаж – Гасилов (гасить всё, включая свет), а его дочь – Людмила Гасилова «звучит» тяжеловесно, как та корова, с которой сравнивают её ребята («Людка пасётся»). Она стройна, как лань и …похожа на корову.
Ещё круче – рассуждения потерявшего зрение учителя-фронтовика о цветах, в которых он «видел» людей: яркий Женя для него красный, тусклый хитрован Петухов – серый, а Людмила – зелёная.
Это – теория Василия Кандинского в чистом виде и если красный-серый и так ясно, то вот насчёт Гасиловой – вот: «Зелёный похож на пышущую здоровьем корову, что лениво возлежит на лугу, жует жвачку и глядит на мир пустым, скучающим взглядом».
В-третьих, это – очень страшная вещь. Пожалуй, ни один детектив, сосредоточенный на уликах, допросах, изобличении, поиске и — поимке не обращён к жертве – она лишь повод рассказать головокружительную историю.
Здесь же всё вертится вокруг Столетова и – постоянно звучит мотив «никогда больше». В романе это не так сильно, как в кино. Книга – это проза по форме и сути, а фильм – поэтическое творение, хотя, говорят вовсе не стихами.
- Лёгкая и — лиричная музыка Евгения Крылатова лишь подчёркивает это «никогда». До боли. Взято в этом видеоблоге.
И литературный источник, и сериал – нелинейное повествование, где мы «знакомимся» со Столетовым и начинаем видеть ту пустоту, которая образовалась в связи с гибелью Жени.
Самое щемящее – это тема любви Столетова к Людмиле, которая, несмотря на свою «коровью» сущность, не может принять смерть парня – я уверена, что, она всю жизнь будет его любить и рассматривать всех своих женихов через призму Жениной идеальности, честности, прямоты.
Её все будут дико бесить, а, может, ещё и старой девой останется. Сцены, где она вспоминает их свидания, особенно с воздушными шарами, невозможно смотреть без грусти. Вот это «никогда»!
При том, что, если бы он остался жив, они помирились и поженились бы, мадемуазель Гасилова устраивала бы сцены и требовала бы шубу да машину.
Но теперь, когда Столетов погиб, ей стало казаться, что лишь он был её судьбой. Это ещё и психологически-тонкий сюжет – здесь явлены все оттенки и нюансы.
И как не заметить, что в кадре — невероятно красивые актёры. Одни только диалоги Столетова с Заварзиным, то есть Игоря Костолевского с Эммануилом Виторганом можно смотреть, как эстетически-выверенное зрелище.
Лариса Удовиченко, конечно, простовата для эффектной Людмилы, как описывал её Липатов, но зато ей удалось сыграть ленивую грацию и томное бытие-жевание. Не каждая красавица так смогла бы…!