Прежде всего: фильм очень понравился. Конечно, на отдельных его этапах иногда присутствует легкая артхаусная затянутость: все-таки 1 час 48 минут не шутка. Временами казалось, что неплохо бы «отрезать» минут 20 — 25. Ну помните, как Говорухин при монтаже «Места встречи изменить нельзя» сделал из семисерийного фильма 5? Но с другой стороны, возможно, лишние сцены и монологи лучше раскрывают характеры и отношения героев. Все-таки мы смотрим не легкую «комедию положений» вроде «Кавказской пленницы», а серьезное, вдумчивое кино.
Огромное удовольствие получил от натурных съемок. Основные события фильма происходят где-то далеко от Москвы (герои летают самолетом), но когда я увидел городок физиков, то подумал, неужели Дубна? Вот там как раз есть похожая архитектура, да и с наукой проблем нет. Оказывается, мои любимые двухэтажки снимали тоже в Москве, в Новых Черемушках. И как-нибудь я сделаю для вас фоторепортаж из этого замечательного места. Ну, про игру актеров даже говорить не буду — выше всяких похвал. Как говорится, «с каждым годом советские актеры играют все лучше». Не зря «Девять дней одного года» признали лучшим фильмом-1962 по опросу журнала «Советский экран».
Главная героиня явно любит Дмитрия Гусева. Он блестящий исследователь и одержимый человек. Работает не ради себя, а ради идеи. Такое время было — Дмитрий готов пожертвовать жизнью, чтобы закончить научные исследования.
Но думал ли он об этом, когда женился на Леле, отбивал ее обратно у друга Ильи? Уместно ли пользоваться беззаветной любовью восхищающейся тобой женщины, заранее зная, что не сможешь сделать ее счастливой? Вот нам и показывают на экране, как она несчастна. И это ощущение не исправляется до конца — даже когда героиня Татьяны Лавровой заботится об уже смертельно больном муже. Не зря нам показывают сцену, в которой Дмитрий приезжает домой к отцу. С одной стороны, мы видим, что он — «человек из народа», гениальный исследователь из простой деревенской избы.
С другой — едет прощаться с родными людьми. Сколько горя он причинит родственникам! Одно дело, когда погибали на войне, но ведь сейчас уже мирное время и неужели нельзя было проводить эксперименты без смертельного риска для здоровья? Тем более, имея перед глазами живой пример Константина Синцова, умершего от радиации фактически на глазах своей несчастной жены. И вот теперь на глазах уже у Лели тоже умирает ее муж — и от той же самой болезни, по той же самой причине. Жизнь сломана.
Мне представляется, спокойный и обстоятельный Илья намного больше подходит Леле, чем фанатичный Дима. Вот он любил ее по-настоящему, не эгоистично. И смог бы сделать счастливой. Но выбор женщин, которые предпочитают «того», а не «этого», часто парадоксален.