Ида Рубинштейн. Скандальная муза художников

«Это была не «хорошенькая актриса в откровенном дезабилье», а настоящая чаровница, гибель с собой несущая» — написал художник Леон Бакст про неординарную Иду Рубинштейн.

Ида появилась на свет в 1883 году в Харькове. Ее семейство было богатым, благодаря деду, основавшему банкирский дом. С детских лет Ида купалась в роскоши, но те годы сложно было назвать счастливыми. В три года она лишилась матери, а в девять лет умер отец.

Пару лет Ида была под опекой своего дяди, а когда в 1894 году он скончался, девочка переехала в Петербург к родственнице.

Ида получила прекрасное образование. Ей нанимали самых лучших педагогов. Девочка без труда освоила четыре языка: английский, французский, немецкий и итальянский.

Помимо этого ей наняли учителей танцев и актерского мастерства. Она вся грезила искусством и мечтала, что будет блистать на сцене.

У Иды не было способностей к танцам, но она была необычайно упряма и хотела во чтобы то ни стало уметь владеть своим длинным и нескладным телом.

Девушка была очень высокой, худой и не соответствовала классическим канонам красоты. Но она себя любила и не сомневалась, что достигнет поставленной цели.

Ида пошла учиться на драматические курсы при Малом театре и начала тратить свое немалое состояние на частную театральную антрепризу.

В 1904 году Ида Рубинштейн воплотила свою мечту в действительность. Она взяла псевдоним Лидия Львовская и выступила в частном спектакле, организованном на ее же деньги.

Критики от игры были не в восторге и отметили, что у актрисы «плохая дикция и невыразительный резкий голос». Тем не менее, ее пригласил к себе сам Станиславский, а она отказалась.

Далеко не все родственники Иды были рады ее деятельности. Дошло до того что один из родственников отправил девушку в психиатрическую клинику, надеясь что она там задержится надолго.

Но Ида сумела сбежать оттуда домой и этот случай заставил ее задуматься о том, что ей необходимо обрести свободу от родных.

Она видела только один способ — выйти замуж. Выбор пал на родственника. В 1909 году Ида Рубинштейн стала женой своего двоюродного брата Владимира Исааковича Горовица.

Брак оказался стремительным. Молодые съездили в свадебное путешествие и оформили развод. Ида получила долгожданную свободу и отправилась в вольное «плавание», без нравоучений родственников.

Во время работы над «Антигоной» Ида познакомилась с художником Леоном Бакстом. Между ними началось тесное сотрудничество не только в рамках сцены… Но любовью отношения назвать было нельзя.

Художник чувствовал, что Ида холодна и понимал, что ничего серьезного между ними быть не может. Лишь кратковременная страсть.

В Петербурге у Иды Рубинштейн произошла неприятная история с Айседорой Дункан.

Ида решила стать ее ученицей и во время урока была столь восхищена мастерством Айседоры, что сжала ее в объятиях. Великая танцовщица не поняла чувств ученицы и со скандалом ее прогнала.

Тогда Ида, желая лучше научиться танцевать, обратилась к знаменитому балетмейстеру Михаилу Фокину. И он научил…

20 декабря 1908 года в Петербурге состоялась премьера «Танца семи покрывал».

Ида страстно исполняла танец, срывая с себя по одному покрывалу, пока под финал танца не оказалась лишь в одних бусах. Впечатление создалось мощное. Публика была в неистовстве.

Одни зрители считали, что это блистательно, а другие говорили, что это пошло. Станиславский скептически назвал Рубинштейн «бездарно голой», а театровед Светлов написал:

В ней чувствуется та иудейская раса, которая пленила древнего Ирода; в ней – гибкость змеи и пластичность женщины, в ее танцах – сладострастно окаменелая грация Востока, полная неги и целомудрия животной страсти…

После России Ида уехала покорять Париж.

Там Ида приобрела особняк и сделала такую обстановку, что дом поражал эксцентричным убранством. Очевидец вспоминал:

Дом просторный и тихий. В большой гостиной комнате висит тяжелый занавес, скрепленный золотыми кистями, как в театре. Встроенные в одну из стен зеркала придают комнате таинственность, удлиняя ее. Сенегальские инструменты пыток зловеще мерцают в темном углу, искусно развешанные ткани из Абиссинии образуют как бы вход в пещеру Аладдина, из древних Афин статуя оракула с застывшими чертами, японские боги и божки, самурайские мечи, будто ждущие жертвы.

В Париже Рубинштейн сошлась с гениальным Сергеем Дягилевым и начала танцевать в его «Русском балете».

Именно на парижской сцене Рубинштейн увидел русский художник Серов. Танцовщица впечатлила живописца и он попросил ее позировать.

Монументальность в каждом ее движении, – говорил Серов, увидев ее на сцене. – Да ведь это оживший архаический барельеф!

Один из первых балетов Дягилева в Париже назывался «Шахерезада». Роль очаровательной Зобеиды исполняла Ида Рубинштейн. Ей не нужно было играть, достаточно было эффектного появления.

Облаченная в прелестный наряд, высокая Ида проходила через сцену и ложилась на золотое ложе, обложенное подушками. Все действие она лежала, а под финал вставала и падала в объятия властителя гарема.

После того, как Ида рассталась с Дягилевым она создала собственную труппу. Она заказывала музыку, исполняла главные роли, наслаждалась искусством…

Ненадолго танцовщица уехала в Венецию, где у нее завязались теплые отношения с итальянским писателем Габриэлем Д’Аннунцио.

Ида долгие годы продолжала играть роли, но все чаще театралы относились пренебрежительно к ее игре. Ей было все равно. Самомнение у танцовщицы было непоколебимо. У нее были деньги и она могла себе позволить сцену.

В 1928 году Морис Равель по заказу Иды написал «Болеро». Впоследствии «Болеро» станут ставить лучшие хореографы.

Последний раз Ида выступила на сцене в 1939 году.

Потом началась война. Ида, боясь оккупации Франции, перебралась в Англию. Там она много жертвовала на госпитали и сама работала там, самоотверженно выхаживая раненых.

Война и переживания уничтожили в ее душе былые увлечения. Она стала равнодушна к театральной жизни и не хотела чтобы ее имя упоминалось в газетах.

Когда война закончилась, Ида уехала во Францию, но не в столицу, а в Ванс. Бывшая танцовщица купила виллу, приняла католичество и до 1960 года жила в одиночестве. Она скончалась в сентябре 1960 года в возрасте 76 лет.

Ида Рубинштейн долгие годы упивающаяся славой, запретила давать извещение о своей кончине. Перед смертью она дала наставления секретарше, чтобы никому не было известно о времени кремации и месте захоронения.

Оцените статью
Ида Рубинштейн. Скандальная муза художников
«Милый, я тебя спасу»: больная любовь Лизы Куприной