Сначала зрителям 1 января 1976 года представили телевизионную версию фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», ее посмотрели 250 миллионов зрителей.
А 16 августа того же года телефильм сократили и запустили в кинотеатрах, куда пришли еще 7 миллионов человек.
С тех пор этот фильм Рязанова стал классикой новогоднего кино, редко 31 декабря обходится без этой истории дружбы и любви.
В 1977 году «Иронию» выдвинули на Государственную премию СССР, но многие чиновники были против этого выдвижения, так как считали абсурдом награждать фильм про похождения пьяного доктора.
Тут все не так, все не соответствует привычному укладу советского человека, и это нужно восхвалять? А зритель оценил фильм, ведь это сказка, чудо, любовь родилась там, где никак не могла появиться. Значит это возможно.
При этом, на тайном голосования все чиновники отдали голоса за фильм Эльдара Александровича. Их двуличие в этот раз сыграло в пользу режиссера, и фильм наградили.
Съемки телевизионного фильма дались Рязанову непросто. На пробах несколько известных советских актрис пробовались на роль учительницы Нади Шелевевой.
Среди них Ольга Волкова, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева и замечательная Валентина Талызина.
Немоляева позже признавалась, что режиссер именно ее видел в главной роли, но актриса слишком стеснительно предстала на пробах и провалила их.
Нужные качества Рязанов нашел в польской кинозвезде Барбаре Брыльске – утонченность, изысканность, то, чего ему не хватало в советских актрисах. Польская актриса покорила Эльдара Александровича своим обаянием.
Единственная, кто невзлюбил Брыльску на съемочной площадке, была Валентина Талызина, которая в итоге сыграла подругу Шевелевой, и которая ее озвучила. Сама советская актриса говорила, что она дополнила голосом то, что Брыльска недоиграла.
Легендарную сцену посиделок в бане перед ошибочной отправкой Жени Лукашина Ленинград снимали в павильоне киностудии «Мосфильм».
Сюда привезли пальмы в кадках, скамьи и весь остальной реквизит. Вот только тут было холодно, и актеры Александр Ширвиндт, Александр Белявский, Георгий Бурков и Андрей Мягков принесли на съемки настоящую водку.
После первого дубля все трое почувствовали небывалое творческое вдохновение, которое кратно возросло после второго дубля. А после третьего Эльдар Рязанов с подозрением посмотрел на актеров и сказал: «Стоп! Переснимем в другой день!»
На следующий день всех четверых вызвали на ковер, сделали внушение, после чего содержимое бутылок на съемках режиссер лично проверял перед каждым дублем.
Актеры посетовали на то, что в прохладном помещении сложно играть такую сцену в трезвом состоянии, на что Рязанов ответил, что в подпитии любой сыграет то, что надо, и только настоящие актеры смогут трезвыми сыграть так, что все подумают, что они и правда выпивают.
Получилось, кстати, правдоподобно. Почти полвека зритель смотрит и верит!