Айвазовский один из счастливчиков, человек, который смог точно «попасть» в собственную судьбу.
Как все начиналось
Дедушка Айвазовского был турком и умер в бою с русскими. Погибая, он сжимал в руках маленького ребенка, которому была уготована смерть.
Над малышом уже занесли штык, как один армянин воскликнул: «Остановись! Это мой сын! Он христианин». Мальчика пощадили, а добрый армянин усыновил его и нарек Константином.
Когда Константин вырос, он переселился в Феодосию и женился на местной красавице армянке Репсиме Айвазян. У супругов родились три дочери и два сына. Один из мальчиков (1817 год рождения) был назван Ованесом (Иван). О нем-то и пойдет речь в статье.
Иван вместе с братом учился в армянской приходской школе Феодосии, но к 1826 году их пути разошлись.
У будущего художника с детства были выявлены исключительные способности к рисованию. Мальчик очень много времени проводил на море, зачарованный его меняющейся красотой и потрясающими пейзажами.
Когда он наблюдал, как по открытому морю движется судно, освещаемое солнцем, то любовался меняющейся окраской белоснежных парусов. Как они в зависимости от освещения меняли оттенок от розового до алого. Увиденное ему страстно хотелось запечатлеть.
Мальчик рисовал на любом кусочке бумаги, который ему подворачивался. Даже на книгах, за что его наказывали.
Талантливый мальчуган привлек внимание градоправителя Феодосии Александра Ивановича Казначеева.
Мужчина, увидев, как рисует юный Айвазовский, подарил ему пачку настоящей бумаги для рисования и ящик с акварельными красками. Казначеев взял Ованеса под свое наблюдение.
В 1830 году Айвазовский закончил приходскую школу, а Казначеев получил назначение быть губернатором Тавриды. Уезжая в Симферополь, он забрал с собой маленького художника и сделал все, чтобы мальчика приняли в Симферопольскую гимназию.
Мальчик там обучался в течение трех лет и все это время жил в семье своего покровителя — Казначеева. Это время он провел весьма плодотворно и демонстрировал такие значительные успехи, что на него обратили внимание представители высших кругов.
Графиня Наталья Фёдоровна Нарышкина была восхищена даром Айвазовского и начала хлопотать о его приеме в Петербургскую Академию художеств на казенный счет. Она писала:
Примите его под свое покровительство… Он похож на Рафаэля и с его прекрасным выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России.
И ведь оказалась права. В 1833 году Айвазовского зачислили в Академию художеств. Начались насыщенные годы учебы.
Иван пытался найти свою индивидуальность, выработать собственный стиль, ну, а для начала в мельчайших подробностях копировал пейзажи понравившихся художников.
Талант привлекал к нему творческую элиту и интерес царских персон. Была и вспышка острой зависти в начале его творческого пути, едва не стоившая нам потери известного художника, но о ней расскажу в следующей статье.
Весной 1838 года живописец уехал в Крым и провёл там два лета. Художник увиделся с родными, набрался новых впечатлений и много работал. За время там он с натуры писал виды Феодосии, Керчи, Ялты, Севастополя и Гурзуфа.
Именно в ту пору Иван Константинович понял, что невозможно писать на пленэре бушующее море и начал полагаться на свою память и добавлять силу воображения.
В июле 1840 года Айвазовский со своим товарищем по Академии Штернбергом поехал в дальнюю дорогу.
Через месяц они прибыли в Венецию и там художник получил новый опыт работы, добавив к своим любимым водным пейзажам каналы, гондолы, лагуны и прекрасную архитектуру.
Именно в Венеции у художника случилась первая любовь. Хотя нет. История началась чуть раньше в 1839 году в Петербурге.
Айвазовский возвращался домой из академии и его чуть было не сбила упряжка. В ней сидела прелестная пассажирка, смотрящая на него испуганными большими глазами.
Она усадила рядом с собой чуть было не пострадавшего художника и отвезла его до дома. Всю дорогу он любовался ее изящностью и слушал нежный голос, произносящий французские слова.
Ее имя он не спросил, постеснялся, а позже узнал, что это итальянская балерина Мария Тальони…
Они пересеклись в Венеции. Балерина купила несколько его картин, а он встретил ее у артистического подъезда и пригласил покататься по венецианским каналам.
Были другие встречи, беседы и надежды на возможное счастье. Вот только балерина отказалась. Быть женой художника не входило в ее планы. На прощание она подарила Айвазовскому розовую балетку:
Вот этот башмачок растоптал мою любовь! Возьмите его на память и возвращайтесь в Россию. Там ваша жизнь, а свою женщину вы еще встретите.
Он уехал без нее.
К 1844 году Иван Константинович так себя зарекомендовал, что его назначили живописцем Главного морского штаба.
Чем все завершилось
Вернувшись в Петербург, Айвазовский оказался на пике успеха. Он стал одним из самых модных и востребованных художников. Петербургские аристократы готовы были платить огромные суммы за его полотна.
В тридцать лет Иван Айвазовский был завидным женихом. Матери мечтали, чтобы их дочери составили ему пару и постоянно устраивали «смотрины». Но художника все это сильно утомляло.
Ему не нравилась жеманность и попытки умных разговоров от юных дев. Он вообще не умел себя держать в светском обществе, предпочитая другой досуг. Но от общества было не сбежать.
Как-то в гостях он обратил внимание на девушку гувернантку. Она была очень мила собой, одета в строгое черное платье и просто причесана. На фоне разодетых светских дам незнакомка казалась ему очень привлекательной. Ее звали Юлия Яковлевна Гревс.
Художник зачастил в дом, где ее встретил. Он предложил хозяевам позаниматься с их детьми рисованием, а все для того, чтобы пообщаться с понравившейся ему гувернанткой.
Несколько встреч и Айвазовский окончательно убедился, что она предназначена ему судьбой, а значит, нет смысла медлить. Он сделал предложение и она тут же ответила «Да».
Петербург потрясла новость, что знаменитый живописец женится на самой обычной гувернантке. Высший свет отнесся весьма скептически к его выбору. Он мог породниться с любой дворянской дочерью. А тут…
Но Айвазовскому было все равно на мнение общества. После венчания он повез молодую жену в недавно отстроенный дом в Феодосии. Казначеев, присутствующий на свадьбе воскликнул:
Столь много радости в день празднования свадьбы предвещает долгую семейную жизнь.
Увы, семейная жизнь хоть и была относительно долгой, но в ней очень быстро испарились счастье и понимание. Лишь первые года супружества Айвазовские наслаждались гармонией. В это время художник создал свои лучшие работы.
А потом отношения между супругами дали трещину, разраставшуюся с каждым годом и превратившуюся в пропасть между ними. В промежуток с 1849 по 1858 года Юлия родила четыре дочери.
Жене художника хотелось путешествовать вместе с детьми, вращаться в свете, заводить полезные аристократические знакомства. Но муж наотрез отказывался покидать Феодосию.
Начался непростой период, когда оба супруга упрекали друг друга и были недовольны тем, как сильно отличаются их привычки и отношение к жизни. За годы проведенные вместе, они не смогли притереться друг к другу и случилось неминуемое — расставание.
В 1877 году брак супругов был расторгнут. Юлия Яковлевна стала жить вместе с дочерьми в Одессе.
Айвазовский не забывал жену и детей и обеспечивал их всем необходимым. Кроме того, он постоянно поддерживал отношения со своими девочками.
Семейные неурядицы не сказывались на трудоспособности мастера и он продолжал творить свои шедевры.
Когда художнику исполнилось 64 года, он влюбился в третий раз…
Айвазовский наблюдал за похоронной процессией феодосийского купца и увидев его вдову, потерял голову. Она была столь прекрасна, что он быстро нашел подходящий случай для знакомства. Ее звали Анна Никитична Саркисова-Бурназян (армянка по национальности).
Через год, в 1882 году Иван Константинович женился во второй раз. Жена была на сорок лет его моложе, но их брак оказался счастливым. Анна преклонялась перед талантом мужа, понимала его и стала ему верной помощницей. Они прожили вместе 18 лет.
Иван Константинович Айвазовский достойно прожил свою жизнь. Ни разу в нем не возникало сомнений в правильности намеченного пути. Он смог на весь мир прославить красоту своей земли.
Даже став знаменитым и богатым, великий маринист не утратил своей душевности и доступности. Двери его дома были открыты для всех желающих познакомиться с работами художника. Девизом Айвазовского стали слова «Иметь, чтобы помогать».
Иван Константинович умер внезапно в 1900 году в возрасте 82 лет. Произошло кровоизлияние в мозг.
Вся Феодосия погрузилась в траур. Анна Никитична была сокрушена смертью мужа. На 25 лет она себя добровольно заточила в стенах дома. Жена пережила мужа на 44 года и умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.