Она была актрисой одного театра, хотя ей приходилось выходить и на другие сцены. Но знаменитый МХАТ, основанный Станиславским и Немировичем-Данченко, стал любимым театром всей ее долгой и счастливой жизни. Там Кира Головко состоялась как актриса, там она сыграла свои первые и последние роли, между которыми прошла целая жизнь, закончившаяся за один год до столетия и сделавшая ее последней актрисой, связывающей молодое поколение актеров с театром их легендарных учителей.
Детство, юность и начало творческого пути Киры Ивановой
Кира родилась в 1919 году в Ессентуках, в семье школьных учителей Ивановых, имеющих дворянские корни. Из-за маленького роста девочку не хотели брать в первый класс, и мама исправила в свидетельстве о рождении цифру 9 на 8, прибавив ей один год. С ранних лет Кира любила петь, читать стихи, участвовала в школьных постановках.
В начале 30-х годов семья Ивановых переехала жить в Москву, где основной страстью Киры стал театр. Вместе с родителями и одноклассниками она часто посещала представления, в том числе и в знаменитом МХАТе, много читала о становлении театрального искусства в России. В старших классах прочитала книгу Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве», после чего написала великому режиссеру письмо, выразив свой восторг и пообещав, что обязательно станет актрисой. На письмо Станиславский не ответил, но, как позднее стало известно, прочитал его и даже подчеркнул карандашом некоторые абзацы.
В 1937 году Кира окончила школу с золотой медалью и хотела поступить в театральный, но как раз в тот год набора ни в один театральный ВУЗ не было, и по настоянию родителей она подала документы на факультет русской литературы в ИЛФИ. Однако вскоре увидев объявление о том, что во МХАТ требуется одна дополнительная кандидатура, Кира не раздумывая пришла в приемную комиссию и неожиданно для себя прошла более чем из пятисот претенденток.
Первое время ей приходилось играть только эпизодические роли во вспомогательном составе МХАТа, и только спустя два года ее имя попало в программку театра, Кире доверили исполнение роли Кельнерши в спектакле «Пиквикский клуб». В последующие годы были и другие крупные роли.
Во время войны МХАТ продолжал работу, находясь в эвакуации сначала в Саратове, затем — в Свердловске. Кира в составе агитбригад неоднократно бывала на передовой, выступала перед бойцами. В конце 1942 года театр вернулся в Москву. Кира выходила на сцену в спектаклях «Последние дни» по пьесе Булгакова, «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Илья Головин» по пьесе Михалкова.
Она не застала в театре своего кумира Константина Станиславского, который умер как раз в год ее поступления во МХАТ, но она играла на одной сцене с его учениками, училась у Немировича-Данченко и Марии Лилиной.
Как познакомились адмирал Северного флота Арсений Головко и актриса МХАТа Кира Иванова
Кира Иванова была настолько поглощена своей театральной жизнью, что совсем не задумывалась о личной. Ей казалось, что строить семью еще рано, сначала необходимо достичь творческих успехов.
В 1948 году за свою деятельность в театре она была награждена Сталинской премией, и в том же году театральный администратор Иван Нежный познакомил ее с будущим мужем, адмиралом Северного флота Арсением Головко. Он пригласил Киру к себе в гости и представил ее сидевшему за столом адмиралу.
Сначала он не понравился Кире, все время шутил, смеялся, рассказывал анекдоты, было заметно, что старается произвести впечатление, да и в театре поговаривали, что адмирал — любитель «приударить» за актрисами. Но разговорившись, они поняли, что нашли родственные души. Вопреки первому мнению, Арсений Головко оказался достаточно серьезным, искренним и при этом одиноким человеком — за несколько лет до этого он похоронил жену.
Они начали встречаться, и когда дело уже шло к свадьбе, Кира призналась любимому, что ее биография совсем не безупречна — есть родственники за границей, сражавшиеся на стороне белогвардейцев, а она помогает двум своим теткам, которые живут в России, но тоже «из бывших». Для военного в таком чине важна была безупречная репутации жены, но Арсений не отказался от Киры.
Вскоре они сыграли свадьбу, Кира взяла фамилию мужа и переехала в его трехкомнатную квартиру в центре Москвы. Ее жизнь сразу поменялась — шикарная квартира, дача в Переделкино, собственная машина, дорогие подарки от мужа и много известных людей в их окружении. В театре ее стали называть «Адмиральша», и все сразу захотели с ней дружить.
К концу 1949 года в семье Головко родился сын Михаил, а еще через три года — дочка Наташа. Но во время рождения второго ребенка супружеская пара жила уже далеко от Москвы. У адмирала Головко случились неприятности по службе, его обвинили в сокрытии неудачных испытаний нового корабля, а Сталин даже грозился его расстрелять. Все обошлось, обвинения не подтвердились, но адмирал после этого получил новое назначение — командующим Балтийским флотом. Кира, как верная жена, оставила театр и последовала за любимым супругом.
Почему после возвращения из Калининграда актрису не хотели принимать во МХАТ и как выручил Киру Головко Олег Табаков
Пять лет они прожили в Балтийске Калининградской области, Кира играла в Калининградском театре, куда ее регулярно доставлял на спектакли водитель супруга. И хотя у нее были неплохие роли — Мария Стюарт, Юлия Тугина в «Последней жертве», эти годы стали для нее тяжелыми. Игра в провинциальном театре казалась Кире неинтересной, скучной, построенной на штампах, она мечтала о возвращении в любимый МХАТ.
Когда в 1957 году они с супругом вернулись в Москву, Кире было присвоено звание народной артистки РСФСР, но во МХАТ ее принимать не хотели, мотивируя тем, что за это время она утратила мхатовскую выучку. В то время в театре как раз произошел раскол, он разделился на два отдельных театра, один возглавила Татьяна Доронина, второй — Олег Ефремов.
Кира осталась с Ефремовым, но он прохладно относился к актрисе, не давал ей главных ролей, поэтому она сосредоточилась на преподавательской деятельности в школе-студии театра. Среди ее учеников — Николай Караченцов, Марина Голуб, Владимир Машков, Игорь Золотовицкий.
Она также начала сниматься в кино, лучшими ее ролями стали графиня Ростова в фильме «Война и мир», мать Перовской в фильме «Софья Перовская», княгиня Приклонская в фильме «Цветы запоздалые», Берсенева в фильме «И был вечер и было утро».
В 1962 году умер муж актрисы Арсений Головко. За несколько лет до этого он присутствовал при проведении ядерных испытаний на военном полигоне и получил высокую дозу радиации. Вскоре после этого он заболел, и его не смогли спасти даже в кремлевской больнице.
Играла до 99 лет, став последней ниточкой, связывающей МХАТ нового века с театром Станиславского и Немировича-Данченко
На съемках фильма «Война и мир» Кира Головко снималась вместе с Олегом Табаковым, который очень высоко оценил ее талант. И когда Табаков возглавил МХАТ, он пригласил актрису в труппу театра. С тех пор она выходила на сцену МХАТа до 99 лет, став последней ниточкой, связывающей поколение современных актеров с театром Станиславского и Немировича-Данченко.
Ей было трудно играть в таком возрасте, ассистент помогал ей подниматься на сцену, на которую вели одиннадцать ступенек, и они вместе их считали. Но все спектакли проходили с аншлагом. Режиссеры говорили, что когда играет Головко, у молодых актеров даже выпрямляются спины — настолько уверенно и свободно она чувствовала себя на сцене.
Последний спектакль, в котором участвовала Кира Головко, был «Лес» в постановке Кирилла Серебренникова. Так получилось, что в начале своей творческой карьеры, в 1924 году она также играла в этом спектакле молодую Аксюшу, а Серебренников пригласил ее на роль госпожи Милоновой. Сначала актриса хотела отказаться, но потом передумала, посчитала, что это очень символично, у нее словно вся жизнь перед глазами пролетела. Ведь не зря говорят, что человек счастлив, когда он может связать конец своей жизни с началом.
Кира Головко считала себя счастливым человеком — у нее был любимый театр, в ее театральной карьере — более пятидесяти ролей в спектаклях, признанных классикой отечественной сцены. У нее был любимый муж и выросли двое прекрасных детей. А в 94 года она написала и издала книгу «Адмиральша», в которой рассказала о своей счастливой жизни.