Как бежала из СССР, бросив скрипку Страдивари и родных, финалистка конкурса им.Чайковского Виктория Муллова

Менять место жительства в поисках рая — излюбленный прием творческой интеллигенции. И если сейчас это сделать можно легко, то во времена СССР такое рискованное мероприятие скорее походило на шпионскую историю.

О том, как талантливая скрипачка, комсомолка и скромница Виктория Муллова стала миссис Смит, обманула агентов, устроила настоящий маскарад с переодеванием и при этом бросила скрипку Страдивари, читайте в нашем материале.

«Ах, куда же смотрит школа!»

Спустя семь лет вышла песня группы «Браво» с такими словами, а до этого была и народная мудрость о тихом омуте — в примерной ученице Московской консерватории было трудно сомневаться.

Скромная, работящая, привыкшая «пахать», она занималась у маэстро Леонида Когана. В 23 года выиграла Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса в Финляндии, а спустя год получила первую премию конкурса имени Чайковского в Москве.

Однако, как признается скрипачка, на финансовое положение и развитие карьеры эти победы никак не влияли. Распределением выгодных выступлений на заграничной сцене заведовали чиновники из Госконцерта, а ни денег, ни связей у Мулловых не было.

К тому же приходилось выслушивать скучные речи на комсомольских съездах и собраниях, чтоб не дай бог не испортить репутацию.

Так что с юных лет девушка решила, что лучше уж притворяться, что веришь в коммунизм и часами репетировать, держа тяжелую скрипку, чтоб один прекрасный момент избавиться от давления власти и сбежать в другую страну. И, наконец, удобный случай подвернулся.

Мечты сбываются

Это удивительно: спустя почти тридцать лет после побега Виктория призналась, что у нее не было любви к музыке, а была лишь цель. Цель стать свободной, играть тот репертуар, который захочешь, или не играть вовсе.

И вот, наконец, заграничная поездка. Причем в Финляндию — страну, которую Виктория выделяла особо. Там у нее были уже знакомые и друзья, да и некоторые особенности жизни в этом месте ей уже были известны.

Однако молодую перспективную скрипачку одну в такое зарубежное путешествие отправлять не хотели. Каким-то чудом с ней поехал Вахтанг Жордания — ее друг и любовник.

Он работал дирижером Харьковской оперы и был настолько очарован талантливой девушкой, что ради нее оставил семью с двумя детьми и выучился игре на фортепиано — лишь бы аккомпанировать ей.

Ну а в «нагрузку» с ними поехала чиновница из Управления внешних связей Министерства культуры Захарова. Женщина была не молода, имела опыт таких поездок и хорошо была осведомлена о возложенных на нее обязанностях.

К тому же она владела иностранными языками, имела музыкальное образование. Как руководителю делегации, ей предстояло проводить организационные переговоры, а также распоряжаться финансами.

Дело в том, что согласно заведенному в СССР порядку, сумму, полученную за выступление, полагалось передать уже в Москве в посольство, иначе пришлось бы возмещать утраченные деньги в 20-кратном размере.

В распоряжении музыкантов оставался лишь гонорар и командировочные. Но помимо финансовой составляющей более важным был невероятной стоимости инструмент — скрипка Страдивари.

Лишь редким счастливцам доставлялась честь брать в аренду музыкальный инструмент из государственной коллекции. Учитывая талант и победу на престижных конкурсах, это стало возможным и для Мулловой.

Концерт в рабочей столовой

Итак, в 1983 году двое музыкантов и сопровождающая их Захарова сели на поезд «Москва-Хельсинки». На вокзале их ждал импресарио, который сопроводил их в гостиницу и вручил пакет с деньгами за будущие выступления.

Одно из них должно было пройти в столице Финляндии, второе в городе Куусамо, а закончиться поездка должна была посещением фестиваля скрипичной музыки.

Надо ли говорить, что русскую скрипачку, игравшую на воодушевлении, приняли блестяще. Причем не утратила она и уровень мастерства, выступая перед жителями небольшого городка.

Заметим, что в Куусамо не было соответствующего концертного зала, поэтому музыкантам пришлось выступать в здании рабочей столовой. Скрипачка и пианист купались в овациях, их вызывали «на бис».

Невероятная пропажа: где скрипка?

Впереди было два выходных дня. А зачем заграничная поездка, как не для отдыха и шопинга? тем более найти качественные вещи в «совке» было трудно, да и стоили они там неимоверную сумму.

Под этим предлогом Виктория выпросила у своей начальницы Ирины Николаевны деньги, полученные за три концерта. Добрая женщина, конечно, не должна была этого делать, но пожалела скромную и такую талантливую девушку.

Ни о чем не подозревая, Захарова отправилась к друзьям из СССР, а затем улеглась спать в номере. На утро ее коллег так и не было, но она не стала беспокоиться — дело то молодое!

Когда и к вечеру пара не вернулась, мрачные догадки стали явью. Причем мало того, что она получит наказание за «невозвращенцев» — больше всего Ирина Николаевна переживала за дорогущий и редкий музыкальный инструмент!

Ей с трудом удалось уговорить работников отеля вскрыть номер Виктории. Скрипка лежала не под кроватью, а на кровати — явный признак того, что что-то уже не так в этой истории.

Захарова уселась перед входом в номер и так всю ночь просидела, чутко охраняя ценную вещь. Наутро пришел советский консул и вызвал полицию.

Дрожащими руками Ирина Николаевна предъявляла справку о том, что скрипка Страдивари принадлежит СССР, а официальный представитель страны подтверждал, что гражданка Захарова обязуется вернуть предмет в страну.

Побег из гостиницы

А тем временем вся Финляндия жила в ожидании концерта. Последняя надежда найти «потеряшек» отпала, когда Захарова дозвонилась в Оул — там подтвердили, что артистов не было.

После этого стало ясно, что из гостиницы надо выезжать тайно, так как толпы журналистов ожидали интервью.

Договорившись с активистками общества дружбы народов, она вышла через черный ход и на заднем сиденье автомобиля, прикрывшись пальто, была вывезена в аэропорт.

С огромными усилиями ей удалось завершить это полное печальных происшествий путешествие. Скрипку она вернула в целости и сохранности, но вот за бегство «скромной и наивной» артистки ей запретили выезд из страны на 2 года.

Мистер и миссис Смит

Так куда же подевались молодые музыканты? Как в шпионском романе, они тайно сели в такси, переехали в Швецию и сняли номер в гостинице. Это пришлось сделать, так как посольство США, которое могло бы помочь им обрести новую родину, было закрыто на выходные.

Парочка беглецов даже боялась спуститься в ресепшен, так как их фотографиями пестрели передовицы газет. Наконец, американские власти откликнулись и прислали за Мулловой и Жордания машину.

Их переодели, загримировали и предложили одеть на них светлые парики. «Маскарад» удался. Девушка и ее возлюбленный получили американскую визу и уехали в Вашингтон.

Жизнь после

Виктории удалось осуществить свою мечту — она стала известной скрипачкой, стала много путешествовать. Со временем она освоила барочную скрипку, а один из поклонников ее таланта приобрел специально для артистки скрипку Страдивари за полмиллиона долларов.

Она вышла замуж за британского виолончелиста Мэтью Барли и родила троих детей. Старший из сыновей — от любовной связи с дирижером Клаудио Аббадо.

Этот рассказ — не единственная история эмиграции. Однако просто необходимо уточнить, что успехом Виктория обязана не сколько удачному стечению обстоятельств, а исключительно своему трудолюбию.

Она доказала свою профессиональную состоятельность, получив престижные музыкальные премии, работая с известными оркестрами и партнерами.

Оцените статью
Как бежала из СССР, бросив скрипку Страдивари и родных, финалистка конкурса им.Чайковского Виктория Муллова
Елизавета II и Гагарин: как королева нарушала протокол на ланче с советским космонавтом