Гала, настоящее имя которой Елена Ивановна Дьяконова, родилась в Казани в 1894 году. Детство она провела в Москве, чуть позже посещала университетские курсы в петербургской школе.
У Лены было два старших брата и младшая сестра. Отец девочки умер, когда той было одиннадцать лет. Но мать снова вышла замуж, и весьма успешно, за адвоката, который смог обеспечить маленькую девочку Лену средствами для получения очень хорошего образования.
Она прекрасно училась в академии Брюхоненко, получив право преподавать в школах. Но ее ждала совсем другая жизнь. Яркая, насыщенная, полная противоречивых событий.
Туберкулез, первая любовь, замужество
Все началось с того, что русская девочка-подросток Елена, которую в Москве прозвали «Галия», приехала в швейцарский город Давос лечиться от туберкулеза.
В популярном и дорогом лечебном учреждении лечились пациенты со всего мира. Именно здесь она встретила и влюбилась в молодого Поля Элюара, сына мелкого буржуа и будущего известного поэта. Ему было 18, а ей 19.
Эта судьбоносная встреча, предопределила не только великолепное будущее Елены Дьяконовой, но и судьбу юного хулигана от искусства — Сальвадора Дали.
Многие искусствоведы всерьез уверены, что, если бы не русская женщина Елена, Дали так и остался бы на уровне художника-провокатора, от которого шарахались, как от сумасшедшего.
Но это будет позже. А пока Елена полностью оправилась от болезни и официально обручилась с Элюаром.
Лена и Поль поженились в 1917 году. Через год у них родилась дочь Сесиль, единственный ребенок Елены Дьяконовой.
Но Гала очень быстро поняла, что не создана для материнства. Она начала чувствовать себя кем-то, кем никогда не желала быть: домохозяйкой и матерью.
«Я ненавижу домашнюю работу, она ничего не дает, а только растрачивает силы бедных хрупких женщин», — писала Гала в письме мужу.
«Грязь мне противна, она меня пугает».
Культурная, начитанная, полиглот, с ярко выраженным художественным чутьем (в Москве была близка с поэтессой Мариной Цветаевой), Гала начала страдать от глубокой депрессии.
Жизнь, за которую она так боролась после отъезда из Москвы, складывалась весьма банально. Не к этому она стремилась, выходя замуж за поэта.
Треугольник – Гала-Эрнст-Элюар
Гала никогда не была женщиной пуританских взглядов. В ее жизни мужчины присутствовали всегда и, как правило, в количестве больше одного.
Примерно в 1922 году у Галы завязался роман с художником Максом Эрнстом. Макс какое-то время даже жил с Элюарами на их вилле под Парижем.
Супруг Елены Поль не видел в этом ничего плохого, он любил жену и был уверен, что все эти любовные интрижки только забавы ради. Галу нельзя было удерживать или ревновать. Иначе эта свободолюбивая и эксцентричная женщина просто ушла бы.
Дали и Гала: история любви, длиною в 50 лет
Гала познакомилась с Дали в 1929 году во время поездки в Кадакес. Она приехала в гости к Дали вместе со своей семьей, художником Магриттом и его женой.
К Сальвадору, как пишет Кармен Доминго в книге «Гала-Дали», ее подтолкнул собственный муж Элюар. Он видел, какое впечатление произвела Гала на молодого Дали.
Побуждая свою жену связаться с молодым художником, Элюар надеялся, что тем самым поможет Дали выйти из затянувшегося творческого тупика.
К любовным треугольникам в своей жизни Поль Элюар привык и даже получал от этого удовольствие, наблюдая ухаживания за своей женой.
Ох, если бы Поль знал, к каким неожиданными последствиям для него приведет эта связь, наверное, повернул бы время вспять.
Гала была очарована гениальностью, которую она увидела в странном художнике. А, может, именно тогда в Елена Дьяконова почувствовала в Сальвадоре шанс на богатое будущее. К слову, в муже она такого потенциала не разглядела.
Гала – любящая жена и плохая мать
История Сальвадора и Галы развивалась стремительно. Дали полюбил Галу с первого взгляда за ее андрогенный вид, темные глаза и орлиный нос. Ему 25, она на 10 лет старше.
С этого момента художник и его муза больше не расстаются. Она сопровождает его в Париж и начинает лично участвовать в сюрреалистическом движении.
Это приключение настолько захватило ее, что Гала фактически бросила собственную дочь, когда той было всего одиннадцать лет. Сесиль уехала жить к бабушке по отцовской линии в Париж.
В интервью 2014 года Сесиль говорит о своей матери: «После встречи с Дали она перестала мной интересоваться. Мама никогда не была теплой и ласковой, она была очень загадочной и сдержанной. Мне так и не удалось познакомиться со своей русской семьей.
Гала вышла замуж за Дали в 1934 году. Отец Дали был категорически против брака сына с возрастной разведенной женщиной, да еще и русской.
Но Дали не обращал внимания на отцовские запреты. Гала стала для него не просто музой. Он был одержим ею, зависел от нее, как ребенок, и она заботилась о нем, как мать.
Гала-менеджер начинает продвигать своего мужа и делает из него ДАЛИ.
Оголтелая уверенность Галы в гениальности Дали придавали ей силы и она с уверенностью открывала двери галерей, преподнося рисунки Сальвадора именитым французским галеристам, как новую веху в сюрреалистическом направлении.
В итоге Гала-таки добилась договора о первой персональной выставке, которая состоялась в галерее Пьера Коля.
Публике было представлено 24 картины, которые понравились не только зрителям, но и критикам.
В 1937 году Гала окончательно берет бразды правления и выступает в качестве бизнес-менеджера Дали. Она контролирует все художественные контракты и счета, ведет переговоры с галереями и дистрибьюторами.
Видя большой спрос на работы Дали, она заставляет его писать больше, и больше, оказывая большое влияние на его творчество.
Для популяризации своего протеже Гала использовала все возможные методы, в том числе платила газетным критикам, чтобы они создавали Дали образ модного художника. И это приносило великолепные плоды.
Уже в начале 30-х годов картины Дали раскупались через полчаса после открытия выставки.
К началу 1940-х Гала превратила никому неизвестного художника в мультимиллионера. Во многом этому способствовали эксцентричные выходки пары, которые были частью, так называемого, «Далианского проекта».
А что получила сама Гала?
Ведь многие описания, оставленные ее современниками, показывают, что она была сильной женщиной, которая могла иметь собственные амбиции.
Можно сказать, что для Галы отношения с гением были способом прожить жизнь на полную катушку. Благодаря ему она жила в изобилие. Исполняла все свои прихоти и не гнушалась пагубными пристрастиям – Гала была заядлым игроком.
Она сознательно создавала свой образ музы гения и знала, что, благодаря ему сможет осуществить мечту о славе.
Старение и увядание
В начале 1950-х между Гала и Дали возникли разногласия. Гала всегда должна была любить и чувствовать себя желанной. Только в этом случае она горы сворачивала.
Но влечение и желание Дали было весьма скромными. Поэтому Гала с удовольствием встречалась с молодыми парнями, пока Дали работал в своей студии.
Старение и увядание самой эксцентричной пары арт сферы 20 века
Несмотря на это, в 1958 году они повенчались в часовне Девы Ангелов в Жироне, Испания.
В 1960-е годы Гала начинает стареть и увядать. Ей уже за шестьдесят, и она делегирует контроль над творчеством Дали нанятым секретарям. Но продолжает транжирить деньги: играет в казино и дарит дорогие подарки молодым любовникам.
Дали ревнует, но не в силах это прекратить. Она по-прежнему контролирует всю его жизнь и финансы. Более того, в 1968 году он дарит своей любимой женщине великолепный средневековый замок в Пуболе.
Интересный факт: Дали требовалось письменное разрешение Галы, чтобы навестить ее в замке.
Последние годы эксцентричной парочки
Описание последних лет жизни Галы и Дали составляют мрачную историю о дряхлой пожилой паре, которые ненавидят друг друга так же сильно, как и зависят друг от друга.
Испанский эссеист Луис Расионеро так описывает ее последние годы:
«Гала была карикатурой на саму себя. Лицо страшное: властная, вспыльчивая гримаса, славянская серьезность, ничего, что указывало бы на след нежности или хотя бы доброты. Ведьма. Но очень умная».
Когда не стало Галы, Дали быстро сдал, он не мог без нее существовать
После пяти десятилетий любви, сосуществования и накопившихся упреков, отношения Гала-Дали стали максимально раздраженными.
Гала умерла в Портльигате в 1982 году. Дали исполнил ее желание: бездыханное тело Галы перевезли на Кадиллаке в замок Пуболь, где она и была похоронена.
Дали тяжело переживал уход Галы. Старый, больной и без Галы, он был одинок и невменяем как никогда. Отказывался принимать лекарства, царапал медсестер, не хотел есть, и его приходилось кормить через трубку…
Дали умер 23 января 1989 года. До сих пор он остается одним из самых популярных и дорогих художников 20 века. У умной, пробивной и настойчивой русской девушки Елены Дьяконовой все получилось.
Она создала действительно прибыльный арт бренд по имени Дали еще при жизни художника. А такое случается не часто.