Отдельно стоит упомянуть фигуру Игоря Масленникова. До начала карьеры в кино он работал на Ленинградском телевидении.
Позднее вытащил счастливый билет и отправился на стажировку в Англию. В Лондоне он в совершенстве овладел английским и полюбил викторианскую эпоху.
Спустя несколько десятилетий к Масленникову попал сценарий Фрида и Дунского.
Это была очередная удача, ведь помимо возможности вновь окунуться в лондонский быт 19 века, Масленников получил шанс поставить фильм, который будет обречен на успех.
Работая над картиной «Ярославна, королева Франции», Игорь Федорович познакомился с Василием Ливановым. Нельзя сказать, что постановщик был восхищен его актерским талантом.
К тому же у Ливанова наблюдались проблемы с дисциплиной, усугубляемые сложным характером. Однако Масленников видел в образе Холмса только его.
У режиссера было несколько причин пригласить Ливанова. Во-первых, он показался ему практически точной копией Холмса. В качестве ориентира Масленников пользовался иллюстрациями первых изданий Конан Дойля.
Во-вторых, Василий Борисович выгодно отличался своим хриплым и невероятно запоминающимся голосом.
Правда руководители «Ленфильма» настояли на проведении проб.
Среди большого перечня актеров, пробовавшихся на роль знаменитого сыщика, самыми известными были: Олег Янковский, Александр Кайдановский и Сергей Юрский. Однако роль так и ушла Василию Ливанову.
С доктором Ватсоном оказалось немного сложнее. Дело в том, что в первоисточнике его внешность не была раскрыта в полной мере, не говоря уже об иллюстрации.
На роль Ватсона пробовались: Леонид Куравлев, Олег Басилашвили и Юрий Богатырев. В итоге выбор пал на Виталия Соломина, которого режиссер заметил на архивных снимках.
Первые съемочные дни оказались напряженными. Василий Ливанов открыто высказывал сомнения по поводу компетентности режиссера.
В свою очередь Масленников старался сгладить накаленную обстановку и переводил все упреки в шутку. Однако, когда Ливанов сорвал съемку, не появившись на площадке, терпению постановщика пришел конец.
Он начал думать о замене Ливанова. Присматривался к Борису Клюеву, у которого был выразительный английский профиль. Узнав об этом, Ливанов умерил свой пыл и больше не срывал работу, показав все свое актерское мастерство.
После премьеры авторов буквально засыпали просьбами о продолжении. Фильм получился настолько успешен, что стал полноценной классикой даже в Великобритании.